Categories:

Работа комитета ГД по науке и высшему образованию

Подходит к концу весенняя сессия VIII созыва Государственной Думы, которая войдет в историю беспрецедентной поддержкой науки, вузов, студенчества

Отечественное образование и наука - стратегические ресурсы национального развития.

Во исполнение пункта Народная Программа, способствовала увеличению числа бюджетных мест в вузах на 2022/2023 учебный год, что позволит обеспечить равный и справедливый доступ к бесплатному очному высшему образованию для выпускников школ и колледжей, прежде всего региональных. В этом году между вузами распределено 618 тыс. бюджетных мест. 70% КЦП распределено в регионы.

В приоритетном порядке стояла задача увеличения числа бюджетных мест по социально востребованным профессиям и инженерно-техническим специальностям. Государственная Дума приняла законопроект о возможности увеличения бюджетных мест в вузах в 2022 году, предусматривающий возможность Правительству РФ принять решение об установлении дополнительных контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований по направлениям подготовки магистров.

Опираясь на богатейшие традиции отечественного инженерного корпуса, в партнерстве с высокотехнологичными отечественными компаниями стояла задача модернизировать инженерное образование в стране.

По инициативе Правительства РФ, в 2022 году запущена реализация проекта «Передовые инженерные школы», уделив особое внимание прорывным направлениям развития техники и технологий. Отобрано 30 высших учебных заведений. В этом году грантовая поддержка вузов-победителей со стороны государства составит 2,5 млрд рублей. Ещё около 4 млрд рублей будет направлено технологическими партнёрами.

Организовано дополнительное образование для студентов по IT-профилю в 100 вузах на «цифровых» кафедрах. Проект «Цифровые кафедры» реализуется на базе 115 университетов-участников и кандидатов на участие программы «Приоритет 2030». До конца 2025 года «цифровые кафедры» окончат свыше 385 тыс. человек, а к 2030 году дополнительную квалификацию по IТ-профилю получат 1 млн 135 тыс. студентов. Обучение стартует с сентября 2022 года по 300 образовательным программам.

Реализуются программы целевой подготовки в аспирантуре для возрождения научных школ в регионах. В целях интенсификации подготовки молодых ученых-исследователей существенно увеличено число бюджетных мест в аспирантуре - среди вузов и научных организаций будет распределено 17,5 тыс. мест, что на одну тысячу мест больше, чем в прошлом году. Также значительно увеличен объем распределяемых мест в ординатуре - прирост составит 2,4 тыс. мест, а общее количество мест достигнет 19,7 тыс. Увеличение бюджетного приема в ординатуре более чем на 13% призвано обеспечить поступательное снижение дефицита врачебных кадров в системе здравоохранения.

В настоящее время в 35 регионах страны сформированы 15 НОЦ мирового уровня. Общий объем финансирования, в рамках национального проекта «Наука и университеты», более 50 млрд руб.

В 2022 году определено 30 победителей девятого конкурса Программы мегагрантов на создание лабораторий мирового уровня Правительства РФ.

Подходит к концу весенняя сессия VIII созыва Государственной Думы, которая войдет в историю беспрецедентной поддержкой науки, вузов, студенчества

Комитетом Государственной Думы по науке и высшему образования за весеннюю сессию проработаны 12 законопроектов, 4 из них стали законами, 2 законопроекта будут рассмотрены во втором чтении.

Принят закон о статусе СУНУ. Закон предполагает бесплатное проживание и обучение одаренных детей в СУНЦ при вузах. Эта мера делает обучение в СУНЦ более доступным для более широкого круга одарённых детей.

Президент России Владимир Путин подписал закон о едином реестре конечных получателей государственной поддержки инновационной деятельности. Реестр позволит снизить существующую нагрузку на конечных получателей государственной поддержки, связанную со сбором документов из разных государственных и муниципальных информационных систем, необходимых для формирования заявки, подаваемой в институт инновационного развития в целях получения государственной поддержки.

Подписан закон, расширяющий полномочия регионов по развитию федеральных научных и образовательных организаций. Документом устанавливается право органов государственной власти субъектов РФ осуществлять финансовое обеспечение проведения научных исследований и экспериментальных разработок в федеральных государственных НИИ и вузах.

На прохождении в Совете Федерации долгожданный педагогическим сообществом законопроект, внесенный Единой Россией, который исключает термин «образовательная услуга» из закона об образовании.

На рассмотрении в Государственной Думе:

  • законопроект о создании учебно-производственных комплексов в организации СПО. В законе закреплён статус УПК, как структурных подразделений колледжей.
  • законопроект, направленный на совершенствование подготовки высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров, присуждения ученых степеней университетом «Сколтех».

Законом предлагается уравнять в академических правах защитившихся в диссертационных советах «Сколтеха» с кандидатами наук, получившим степень в рамках государственной системы научной аттестации.

  • законопроект, расширяющий возможности для практической подготовки студентов. Законопроектом предлагается приравнять индивидуальных предпринимателей, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и иных лиц, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, к организациям, осуществляющим деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

https://sozd.duma.gov.ru/bill/86110-8

https://t.me/scienpolicy/26157
https://t.me/scienpolicy/26158