«Вот мы послали 16 лукошек мёда а масла три горшка А в среду две свиньи и колбасу»
День 26 июля 1951 г. навсегда останется в истории науки как дата открытия нового источника исторических знаний
В ходе археологических раскопок в Великом Новгороде была обнаружена первая берестяная грамота. Позже находки берестяных грамот следовали одна за другой и продолжаются до настоящего времени.
Уникален этот источник для изучения повседневной жизни Древней Руси — тематики, столь популярной в медиевистике XX века. Берестяные грамоты свидетельствуют о широком распространении грамотности в Древней Руси, о том, что горожане обучались азбуке с детства и сами писали свои письма, что грамотны были и женщины; вместе с тем в ряде ситуаций (особенно в переписке высокопоставленных чиновников) уместна была и фигура писца, записывавшего под диктовку и служившего затем в роли посыльного. Семейная переписка новгородцев свидетельствует о высоком положении женщины, посылавшей мужу наказы («приказы»), вступавшей самостоятельно в денежные отношения и т. п.
Есть в берестяных грамотах сведения о рационе древних новгородцев, их одежде, их ремёслах, а также о сфере человеческих взаимоотношений, родственной и дружеской заботе, гостеприимстве, конфликтах. Так, в грамоте № 842 говорится: «Вот мы послали 16 лукошек мёда, а масла три горшка. А в среду две свиньи и колбасу» (первое упоминание о колбасе во всём славянском мире).
Берестяные грамоты, как правило, предельно кратки, прагматичны, содержат только самую важную информацию; то, что автору и адресату и так известно, в них, естественно, не упоминается. Те трудности интерпретации, с которыми из-за отсутствия контекста постоянно сталкиваются современные исследователи — расплата за чтение «чужих писем».
Бытовой и личный характер многих берестяных грамот Великого Новгорода (например, любовные послания незнатных молодых людей или хозяйственные записки-наказы от жены к мужу) свидетельствуют о высоком распространении грамотности среди населения.
Имеются берестяные грамоты с записями заговоров и других фольклорных текстов, которые позволяют судить о древности памятников фольклора.
Среди берестяных текстов встречаются частные письма разных социальных групп населения, начиная от посадников и кончая крепостными крестьянами, мужчин и женщин, взрослых и детей.
Содержание писем охватывает все стороны жизни. Есть грамоты, которые содержат деловую переписку и судопроизводство. Также на бересте встречается материал, характеризующий вотчину и крестьянскую экономику. Берестяные грамоты обогатили наше представление о жизни людей Средневековой Руси.
Список всех грамот с фотографиями и переводом: http://gramoty.ru/index.php?key=bb&date[]=all..
* * *
Несколько лет назад в Швеции проходила выставка новгородских археологических находок. Одна из ведущих шведских газет так резюмировала это событие: "Когда наши предки вырезали на камне руны, славяне уже писали друг другу письма"