olegchagin

Categories:

Правда ли, что можно отказаться от участия школьников в ВПР?

(всероссийских проверочных работах)

Краткий ответ:

Отказаться от участия школьника в ВПР нельзя только если школа, в рамках своей компетенции, сама решила включить участие в ВПР в свой офицальный учебный план.

Заставить школу это сделать никакие вышестоящие органы не вправе. Она такие решения принимает сама (не удержусь и скажу честно – из низкопоклонства перед вышестоящими чиновниками или сдуру, и тогда вопрос – нужна ли вам такая школа?) и отвечает за них сама.

Во всех остальных случаях от участия ребенка в ВПР можно спокойно отказаться.

Напомню, что у всех родителей есть полное право в любой момент знакомиться с образовательной программой и учебным планом школы (ст. 44 ч. 3 п. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ»), такое же право есть и у обучающихся (ст. 34 ч. 1 п. 18 того же закона).

Так что выясняйте, включено ли участие в ВПР в учебный план – и решайте. Все, что не включено в учебный план – строго добровольно для учащихся (ст. 34 ч. 4 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Теперь подробнее - обоснование:

Как следует из п. 17 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ», образовательная деятельность – это деятельность по реализации образовательных программ. Иными словами, именно реализация образовательных программ и является образовательной деятельностью.

Ст. 2 п. 9 Федерального закона «Об образовании в РФ» определяет образовательную программу следующим образом: это «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».

При этом, в соответствии с п. 22 той же статьи, учебный план – это «документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся».

Каким же может быть статус ВПР с точки зрения содержания образовательной деятельности и образовательного процесса?

Тут возможны лишь два основных варианта.

ВПР может относиться к образовательной деятельности и включаться в образовательную программу (и учебный план) образовательной организации, и в этом случае его проведение может рассматриваться как форма текущего контроля успеваемости учащихся или как форма промежуточной и итоговой аттестации.

ВПР не относится к образовательной деятельности и учебному плану образовательной организации.

Рассмотрим эти два варианта последовательно.

Вариант 1

ВПР не может рассматриваться как форма итоговой аттестации (согласно ст. 59 ч. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ» такого рода итоговая аттестация в школе проводится в форме государственной итоговой аттестации – а это, как мы знаем, совсем иное мероприятие, чем ВПР).

В письмах Рособрнадзора особо подчеркивается, что ВПР не являются государственной итоговой аттестацией.

ВПР, сама по себе, не является также промежуточной аттестацией. Рособрнадзор прямо указывает, что не рекомендует школам использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся.

В любом случае, в соответствии со ст. 58 ч. 1 Федерального закона «Об образовании в РФ», промежуточная аттестация обучающихся проводится «в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией».

Иными словами, установление порядка промежуточной аттестации отнесено к собственной компетенции образовательной организации – то есть федеральные и региональные органы управления системой образования не вправе были бы решать этот вопрос (а ВПР, как мы знаем, регулирует Рособрнадзор – федеральный орган).

По этой же причине ВПР не может рассматриваться и как форма текущего контроля успеваемости учащихся.

Ведь ст. 28 ч. 3 п. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ» четко и однозначно относит осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка из проведения к собственной компетенции образовательных организаций.

Согласно действующему законодательству, органы управления образованием, как известно, не вправе вмешиваться в сферу компетенции самих образовательных организаций, поскольку это нарушало бы их автономию, прямо установленную федеральным законом (той же его 28 статьей).

К этой же собственной компетенции (ст. 28 ч. 3 п. 6) федеральный закон относит и разработку и утверждение образовательных программ образовательной организации в целом (что, как мы помним, включает и утверждение учебного плана).

Ни Минобрнауки, ни Рособрназдор не имеют права вмешиваться в осуществление этой задачи образовательной организацией, пока она делает это, не выходя за рамки, установленные федеральным законом.

Иными словами, если ВПР вообще относятся к образовательной деятельности и должны рассматриваться как часть образовательного процесса, они не могут стать обязательными для образовательных организаций в соответствии с нормами действующего законодательства. Обязательное проведение ВПР, какое-либо принуждение образовательных организаций к ним невозможно.

Образовательные организации (школы) вправе, в этом случае, полностью самостоятельно и свободно, без какого-либо давления, решать, будут ли они проводить у себя ВПР и включать их в свою образовательную программу и учебный план. Какое-либо принуждение их к этому и любое давление на них в эту сторону неправомерны и недопустимы.

Образовательная организация, конечно, может сама решить учитывать результаты ВПР при выставлении текущих оценок или в качестве промежуточной аттестации за год (последнее – вопреки рекомендациям Рособрнадзора).

И только в случае прямого включения ВПР в учебный план образовательной организацией он может стать обязательным для учащихся.

Образовательная организация решает это сама, отвечает за это решение сама – и родители вправе на эти решения коллективно влиять, используя для этого установленные законом механизмы.

Вариант 2

Предположим, что ВПР – не часть образовательной деятельности и учебного плана образовательной организации, а какая-то особая форма мониторинговой проверочной работы, осуществляемой в рамках мониторинга системы образования (а не образовательного процесса как такового).

(Оставим при этом «за скобками» то, что проведение специальных проверочных работ в рамках мониторинга, вообще говоря, на мой взгляд, не имеет никаких нормативных правовых оснований и неправомерно).

В этом втором случае – и это надо иметь в виду родителям обучающихся – ни органы управления образованием, ни сами образовательные организации (школы) не могут принудить обучающихся к прохождению ВПР. Прохождение ВПР при этом будет полностью добровольным для учащихся и их родителей.

Это следует из ст. 34 ч. 4 Федерального закона «Об образовании в РФ», которая устанавливает: «Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Иными словами, если проведение ВПР не включено образовательной организацией (полностью свободно и по ее собственному решению) в образовательную программу и, конкретно, учебный план образовательной организации, учащиеся (их родители) вправе сами решать, хотят ли они и будут ли они участвовать в ВПР.

Участие в ВПР может быть обязательным для учащихся только в том случае, если образовательная организация самостоятельно и автономно приняла решение включить проведение ВПР в свои образовательную программу и учебный план.

Еще раз напомню - Вы имеете право ознакомиться с учебным планом школы. И родители могут коллективно влиять на решения, принимаемые школой, для этого есть определенные механизмы в законе. Они не идеальны, но вполне способны приносить результаты. Надо только постоянно и системно ими пользоваться.

Про ВПР и семейное образование.

Особо стоит оговорить вопрос о том, могут ли быть ВПР обязательными для обучающихся, получающих общее образование вне образовательной организации – в формах семейного образования или самообразования.

Как следует из норм Федерального закона «Об образовании», отношения таких обучающихся с образовательными организациями сводятся к их праву пройти в них промежуточную и итоговую аттестацию в качестве экстернов (ст. 17 ч. 3 и ст. 34 ч. 3).

При этом, как устанавливает ст. 33 ч. 1 п. 9 Федерального закона «Об образовании в РФ» экстерны – это «лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации».

То есть экстерны не проходят обучение в образовательной организации и зачислены в нее с целью исключительно прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Так как ВПР (что прямо следует из документов Рособрнадзора) не является государственной итоговой аттестацией, участие в ВПР может быть обязательным для экстернов лишь в единственном случае – если образовательная организация своим локальным актом установит, что ВПР будет использоваться в ней в качестве промежуточной аттестации, а на основе ее результатов будут выставляться экстернам годовые оценки.

Однако такое решение прямым текстом не рекомендуется школам в письмах Рособрнадзора.

Во всех иных случаях принуждение детей, получающих семейное образование или самообразование к прохождению ВПР не имеет законных оснований и неправомерно.

https://t.me/parfentiev_club/451
https://t.me/parfentiev_club/452
https://t.me/parfentiev_club/453
https://t.me/parfentiev_club/454

Comments for this post were locked by the author