Categories:

Как шахматы становятся универсальным образовательным инструментом

Необычная практика: как шахматы становятся универсальным образовательным инструментом
Эта игра развивает стратегическое мышление, повышает у детей успеваемость, а для некоторых буквально становится путёвкой в жизнь.

Кого и чему ещё учат с помощью шахмат

В отчете Международной шахматной федерации (FIDE) отмечается, что сегодня больше 25 миллионов детей в мире занимаются шахматами в школьной среде. 15 миллионов из них находятся в Индии, пять миллионов — в Китае. Интересно, что учителей по шахматам, согласно тому же отчёту, куда меньше — всего 92 550.

При этом география школьных шахмат значительная: от Великобритании и США до Албании и Замбии, от Европы до Южной Америки. В 78 странах есть разработанные программы квалификации для обучения шахматам в школе. В некоторых из них, как, например, в Израиле, шахматы — это факультативный предмет. Но есть и страны, где игра становится частью обязательной программы.

Первой страной, где основам игры стали обучать в общеобразовательных школах в рамках академического, а не спортивного предмета, стала Армения. Программу внедрили в 2011 году, а уже в 2012-м шахматы стали отдельной дисциплиной в Армянском государственном педагогическом университете. Через несколько лет там появилась и профильная программа бакалавриата, открылся Научно-исследовательский центр шахмат. Причём скоро в Армении в шахматы начнут играть и в детских садах: минувшим летом в Армянском государственном педагогическом университете получили сертификаты первые выпускники 6-недельных курсов переподготовки по теме «Шахматы в дошкольных общеобразовательных учреждениях».

Впрочем, шахматы можно использовать и в рамках других дисциплин, не только в качестве отдельного предмета. Леончо Гарсия, испанский лектор, комментатор и журналист, специализирующийся на шахматной тематике, в своём выступлении на ежегодном Глобальном шахматном фестивале рассказал, как это можно сделать.

Шахматы для школьников

Чаще всего шахматы в качестве образовательного инструмента используют на уроках математики. Ведь даже доска — уже наглядное пособие. Гарсия интересуется: сколько квадратов можно на ней обнаружить? «Кто-то скажет: 64! Нет, 65, скажет другой, потому что доска сама по себе квадрат. Да, но как же скрытые внутри неё квадраты, шахматные клетки размером 2×2, 3×3, 4×4, 5×5? Настоящий ответ: 204 квадрата!», — говорит эксперт.

А вот ещё одна задачка: можно предложить ученикам заменить числа в арифметических примерах на шахматные символы или их инициалы. По словам Гарсии, это отличный способ учить детей мыслить абстрактно.

Если с математикой всё ясно, то что же с гуманитарными науками? В качестве примера Гарсия приводит историческую тему.

«Если я учитель и начну объяснять Французскую революцию с разговоров о Робеспьере, Дидро, Вальтере и остальных, боюсь, сиеста для моих учеников наступит прямо на уроке!» — шутит он.

Он предлагает и здесь подходить со стороны шахмат и проводить аналогию между шахматными пешками, которые двигают игру, и «пешками» французского общества, начавшими отвоёвывать социальные свободы и права.

Шахматы для дошкольников

Внедрять шахматы в обучении Гарсия предлагает ещё на уровне детского сада.

«Шахматы — это фантастический педагогический инструмент, который можно использовать в работе над многими очень важными навыками», — утверждает он.

В качестве примера журналист приводит опыт Адрианы Салазар — шахматистки, многократной чемпионки Колумбии и педагога. На её занятиях звучит много музыки, дети постоянно двигаются, а на полу — покрытие в виде огромной шахматной доски. С помощью чёрных и белых клеток дети учатся играя и играючи: например, знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь и диагональ. Или разыгрывают роли шахматных фигур: их задача двигаться по шахматной доске согласно заданным правилам. Эта простая игра, объясняет Гарсия, одновременно задействует и работу памяти (нужно помнить свои «ходы»), и моторику, и концентрацию, и внимание, и самоконтроль, учит соблюдать правила, уважать оппонента.

К тому же, добавляет журналист, шахматы можно использовать и для развития навыков работы в команде: например, провести групповые соревнования по запоминанию расположения фигур на шахматной доске за ограниченное время. Кстати, сегодня это очень важный навык, которому учат не только детей, но и взрослых — так что эта игра будет кстати в обучении людей любого возраста. Так что, резюмирует Гарсия, сегодня человечество нуждается в шахматах сильнее, чем когда-либо.

«Всего через десять лет больше половины сегодняшних школьников будут работать на позициях, которых сегодня ещё не существует, с технологиями, которые сегодня ещё не изобретены. Поэтому гибкое мышление станет одним из самых ценных навыков для человека. И это как раз то, чему учат шахматы», — утверждает эксперт.

А точно шахматы так полезны? Чем это подтверждается?

Если коротко — установлено, что шахматы влияют на когнитивные навыки. Например, специалисты из Индии провели эксперимент, участие в котором приняли 86 детей в возрасте от четырёх до 15 лет. В течение одного года они дважды в неделю посещали шахматные тренировки. Ребят поделили на группы по четыре человека, к каждой приставили тренера.

Подготовка была серьёзной: освоение теории, решение задач и постоянные упражнения, участие в подготовительных и реальных турнирах. В результате учёные отметили позитивное влияние систематических занятий шахматами на когнитивные функции мозга и заявили о повышении IQ у прошедших обучение шахматам детей в среднем на семь пунктов.

Но если о коэффициенте интеллекта можно спорить, то эффективность шахмат измеряют и по другим показателям.

Влияние на общую успеваемость школьников

Корреляцию между обучением шахматам и результатами стандартизированных школьных тестов изучили американские учёные. Их исследование показало, что младшие школьники, играющие в шахматы, справляются с тестами лучше сверстников. Причём если ребёнок просто ходит в шахматный клуб, то его успехи, например, в математике выше всего на 5–10%. А вот когда уровень игры позволяет участвовать в турнирах, то и результаты по этой дисциплине повышаются на 30–50% по сравнению с ровесниками. Поэтому, предупреждают учёные, одного знакомства с шахматами для отличной успеваемости недостаточно.

«Родители и педагоги должны внимательно отнестись к важности обучению шахматам, как к противоположности простого научения или знакомства с шахматами. Результаты исследования показывают, что участие ребёнка в школьном клубе или занятия в рамках школьной программы могут сами по себе не привести к какому-либо позитивному воздействию. Цель родителя или учителя должна заключаться в том, чтобы пробудить в ребёнке интерес к изучению шахмат, что можно сделать в шахматном клубе, дома или на перемене, а затем мотивировать ребёнка участвовать в турнирах и соревнованиях — большинство из них предполагают участие новичков», — объяснили они.

Влияние на успеваемость подтверждает и работа испанских нейробиологов. Они проанализировали ряд фМРТ-исследований, зафиксировавших активацию нейронов головного мозга во время игры в шахматы. И пришли к выводу, что шахматы могут особенно повысить успеваемость в таких дисциплинах, как математика и чтение.

Улучшение математических навыков

Исследование, проведённое в школах северных регионов Италии, показало, что даже кратковременная практика игры в шахматы может быть полезным инструментом для улучшения математических способностей у детей.

Участие в нём приняли 560 детей, учащихся третьих-пятых классов. Экспериментальная группа проходила обязательное обучение по программе «Изучение математики и шахмат», разработанной инструкторами Итальянской федерации шахмат. Занятия проводились по 1–2 часа в неделю педагогами из той же федерации. При этом и экспериментальная, и контрольная группы могли заниматься и дома с помощью электронной обучающей игры.

Оказалось, что даже такие короткие занятия позволили детям из экспериментальной группы значительно улучшить показатели по математике, хотя у контрольной группы никаких существенных улучшений не было. Авторы исследования полагают, что с помощью шахмат детям становится проще понять и усвоить многие абстрактные математические концепции.

О влиянии шахмат на математические способности говорят и учёные из Дании. Они проанализировали эффект от замены одного из четырёх обычных уроков математики в неделю на занятие по шахматной игре в начальных классах. Эксперимент проходил несколько месяцев. В результате выяснилось, что для третьего класса измеримый эффект от обучения шахматам можно сопоставить с дополнительным изучением математики в течение одной трети школьного года. Причём исследователи также заметили, что потенциально игра могла бы стать хорошим альтернативным инструментом в работе с детьми, которым в силу разных причин скучно или неинтересно на обычных занятиях.

Развитие творческих способностей и мягких навыков

Исследователи из Индии провели эксперименты, в ходе которых школьников просили выполнить ряд заданий: придумать альтернативные варианты использования хорошо знакомых им предметов, найти общее между несвязанными объектами, а также интерпретировать абстрактные линии и узоры. При проверке учитывались скорость ответов, их количество и уникальность. Учащиеся, игравшие в шахматы, показали более высокие результаты тестирования, так исследователи пришли к выводу, что шахматы повышают способность учеников проявлять дивергентное мышление.

С этим согласились и их коллеги из Университета Чукурова в Турции. Их тесты выявили значительные различия между детьми, занимающимися шахматами, и теми, кто в них не играет, в креативности мышления и развитии навыков понимания и распознавания психических состояний себя и окружающих.

А ещё шахматы помогают детям развить навыки коммуникации и решать проблемы.

Такие выводы сделали исследователи после того, как с помощью ряда тестов в начале и в конце учебного года проанализировали влияние регулярной игры в шахматы на интеллектуальное и социально-эмоциональное развитие группы из 170 школьников в возрасте от 6 до 16 лет.

Comments for this post were locked by the author