Categories:

Вокруг школы – баланс сил

Перед 1 сентября традиционно проводится корректировка баланса сил в научно-образовательной политике. Особенно ярко это идет в детско-молодежной сфере. Отметим основых игроков, кроме президента.

Сергей Кравцов (министр просвещения) – очень неплохо провёл последние месяцы, сменив риторику от от «расскажем до того как сделаем» к более взвешенной стратегической политике. При этом отдельно отметим все возрастающее качество медийной активности ведомства, в т.ч. в Телеграме.

Стоит отметить, что принятое Владимиром Путиным решение провести 2023 как Год педагога и наставника – это идея и во многом лобби именно Кравцова.

Интересы Елены Шмелевой сосредоточены преимущественно в трех сферах: тиражирование и масштабирование практик «Сириуса» (и филиалов) по отбору и поддержке талантов в большую школу; (пере)подготовка педагогов на Сириус-филиалы; строительство и оснащение школ. При этом её аппаратный вес медиатора и неформального лидера сферы накануне выборов в Госдуму продолжает рост.

Ольга Васильева – экс-министр просвещения – самый «школьный» из последних – а также новый президент Российской академии образования. В своем программном интервью сразу обозначала ключевые направления продвижения РАО:

  1. Формирование модели РАО-Минпросвещения по аналогии с РАН-Минобрнауки.
  1. Повышение квалификации педагогов – тут контакт с Еленой Шмелевой.
  2. Гуманитаристика – РАО претендует на статус «академии гуманитарных наук», перехватывая повестку от РАН, а также входя в процессы формирование общественного сознания и социальной архитектуры.
  3. Просвещение – взаимодействие со «Знание», РИО, РВИО, РГО и парками «Россия – моя история».
  4. Русский язык – как инструмент межнационального единства, интеграции общества, «мягкой силы» и Русского мира.

Митрополит Тихон (Шевкунов) тоже является одним из акторов образовательной и просветительской политики. При этом именно он часто выполняет роль арбитра в диалоге «министерство – правительство – президент». НОП знает немало примеров когда именно он в ключевой момент поддержал министра.

Оружие митрополита – парки «Россия – моя история» и история как таковая. На встрече с общественностью главы государства и на заседании Президиума Госсовета о парках говорили практически все выступающие. В настоящий момент они реализуют несколько важнейших функций:

  1. Формирование единого исторического и ментального пространства страны.
  2. Парки «Россия – моя история» становятся центрами тестовой профориентации, в основном через президентский проект «Билет в будущее».
  3. Площадки для подготовки к ЕГЭ по истории.
  4. Передача парков в ведение Минпросвещение укрепляет вхождение митрополита Тихонав молодежные политику и образование. Так же шла интеграция Кванториумов в госпрограммно-нацпроектное пространство.
  5. Механизм взаимодействия федерального центра и губернаторов по тонким материям общественного сознания. Заодно (что, конечно, не афишируется) – это и точки входа митрополита Тихона в региональную политику.

Роберт Уразов – лидер WorldSkills Russia и традиционный «альтернативный» лидер сферы с большой поддержкой в различных элитных группах. По аналогии как Олимпийский комитет России по сути руководит отечественным спортом, так же и команда Уразова отвечает за идеологическую и структурную трансформацию СПО, влияя и на смежные процессы ]шире (например, в АСИ).

Это почти ФОИВ, но не факт, что официальный статус необходим. Дилемма эта похожа ту, что была у РАН, которая не хотела становиться протоминистерством науки. Инициатива о профессионалитете – это во многом развитие идеологии WorldSkills. Это линия взаимодействия (не всегда простого) Роберт Уразов – Сергей Кравцов.

Из новейших измений баланса сил – уход Дмитрия Глушко с позиции замгендиректора АСИ.

Отдельная группа акторов политики «вокруг школы» – госкорпорации, крупный бизнес и связанные с ними элитные группы.

Единство образования и воспитания – основная идеология российской системы обучения. Красной нитью эта идея проходит через все форматы и уровни образования. Ключевой акцент, естественно, сделан на школах. Но и там достаточно своих дихотомий.

ЛПР
Кто должен принимать решения, связанные со всеми аспектами широкой школьной жизни?

«Для ребят и учителей школа – это, безусловно, второй дом, и каким он будет после строительства или капитального ремонта, должно зависеть не только от чиновников», - такую установку дал Владимир Путин.

Встреча с общественностью (школьниками и педагогами) перед профильным заседанием Президиума Госсовета – лишний раз показывает, что в вопросах образования (и шире – всей социалки) все больший акцент делается на позиции участников и субъектов процесса, а не чиновников.

Цифра
Все акторы образовательной политики в один голос говорят: цифра – не замена, а подмога учителю; дистант – это опция, но не фатум. Формула президента: «цифровизация – это именно дополнение, а не отказ от традиционного образовательного процесса».

С другой стороны, на официальном уровне зафиксировано признание интернета как среды обитания для детей и молодежи. Бороться с ним как явлением с помощтю запретов признано непродуктивным и вредным. Владимир Путин отметил: «с раннего возраста [дети] дружат с интернетом, который, безусловно, является помощником в приобретении знаний и новой информации».

Именно поэтому (также в свете дистанта) фокус внимания сделан на обеспечение широкополосного доступа в интернет для всех школ страны.

Акцент с запретов доступа к сети переносится на формирование «белого интернета» - с верификацией и маркировкой контента и самих ресурсов, созданием профильных платформ и информационных систем. В этом процессе много интересантов. Функции координатора стремится взять на себя Минпросвещение во главе с Сергеем Кравцовым. В этот процесс включено Минцифры, которое обладает значимыми интересами в сфере технологического обеспечения. Не забудем и о приоритетном интересе премьер-министра Михаила Мишустина к микроэлектронике и общего тренда на суверенизацию (импортозамещение) hard’а в этих вопросах.

Единое решение на заседании Президиума Госсовета презентовал Борис Добродеев (гендиректор «Мэйл.Ру Груп») – это экосистема (платформа+соцсеть) «Сферум», которая разработана в сотрудничестве с Ростелекомом, Минпросвещения и Минцифры. Свои решения также у мобильных операторов, предлагающих детские тарифы.

Редкое межведомственное и корпоративное единение подчеркивает – это сфера приоритетного внимания государства и лично президента, следовательно, никакие разборки здесь недопустимы.

Экосистема школьников
Вся внесемейная жизнь учеников начинает восприниматься как единое целое, в котором не нужно проводить разницу между школой и дополнительным образованием, обучением и воспитанием.

Школы полного дня – это одно из перспективных направлений развития, которому будет уделено особое внимание. Причем это не просто продленка для присмотра за детьми, но полноценная экосистема дополнительного образования, ранней профилизации, творческого и спортивного развития.

Единую формулу предложил Игорь Васильев (губернатор Кировской области и председатель комиссии «Образование» Госсовета): «Образование, воспитание, развитие ребёнка в культуре, искусстве и спорте должны быть интегрированы в одно целое».

Пилотной моделью является «Сириус», который стал отточенным механизмом не только развития по трем векторам – наука, искусство, спорт – но и предложил способы их интеграции. Владимир Путин дал Елене Шмелевой добро на тиражирование практик в масштабах страны.

Президент Владимир Путин – обозначает, закрепляет и тщательно контролирует инициативы в духе идеологии: дети – наше будущее, каждый ребенок уникален и талантлив, равные стартовые возможности всем.

Школьные и внешкольные кружки рассматриваются в качестве фундамента для формирования клубной культуры, в которой – и справедливо – архитекторы внутренней политики видят важный инструмент сетевого единения российского общества. Как через школу, так и через них происходит вхождение детей и молодежи в систему конкурсов и социальных лифтов.

На высоком уровне зафиксировано принципиальное отношение к образованию и науке как к тем областям, что имеют серьезный и выраженный творческий компонент.

На встрече президента с общественностью прозвучало предложение интегрировать учреждения СПО (в формате WorldSkills) и подготовку по креативным индустриям. Речь идет и об образовательных программах – явно в формате профессионалитета, и о включении ArtMasters в систему WorldSkills.

Фундаментальное единство научно-образовательных и креативно-творческих процессов недавно было закреплено в фокусе внимания на ScienceArt. Наиболее яркое выражение процессов интеграции исследований и педагогики с креативными индустриями мы видим на Российской креативной неделе, где представлен трек по вопросам науки, высшего образования и технологий. И здесь свои позиции и амбиции хорошо показывает Министерство науки и высшего образования во главе с Валерием Фальковым.

Школа позиционируется сейчас в качестве общественного пространства. Именно образовательные учреждения – особенно на селе – становятся драйверами качества жизни и центрами социальных экосистем. Дополнять этот процесс предстоит Почте России – Владимир Путин обозначил ей серьезную задачу: стать проводником в цифровой мир и цифровое государство для всех граждан.

Если говорить о конкретике сюжетов, образованы интересные связки. Это не конфликтные линии, но траектории взаимодействия.

По воспитанию и просвещению: Владимир Путин – Ольга Васильева – Тихон. Здесь линия монолитная, все трое давно знают друг друга, а разделяемые ими ценности сколь патриотичны, столь и прагматичны. Важно, что Ольга Васильева – своя и для АП, и для Правительства.

По подготовке педагогов: Сергей Кравцов (от учредителя педвузов) – Елена Шмелева – Ольга Васильева. В чести Шмелёвой и Васильевой, в общем-то есть и прагматика сотрудничества (в т.ч., пока не начатого), усиленные амбициями в методическом и методологическом лидерстве.

По содержанию образования: Ольга Васильева – Сергей Кравцов. Оба долгое время работали как коллеги, отсюда есть гарантия прагматики отношений, ориентированных на результат.

При этом надо понимать - не надо недооценивать как операционное, так и стратегическое влияние Минобрнауки РФ на подготовку педагогов и смежные политические процессы (в т.ч.через общественные проекты президента РФ, РАО и т.д.).

В своих выступлениях президент Владимир Путин не раз подчеркивал, что дети – это будущее. И в этом вопросе государство готов предоставить все возможные форматы поддержки. Так образовательные сюжеты тесно интегрируются с демографическими и социальными – недаром семьям с детьми предоставлен целый спектр льгот и разовых акций помощи.

Для всего российского образования президент определил базовый принцип: справедливость. Это понятие занимает все большее место в «философии Путина», а образование здесь – отличный индикатор значимости данного концепта.

Справедливость – это равенство возможностей для детей, гарантированный уровень поддержки семей, выделение поддержки по совести, а не по формальным показателям.

И еще одна формула от Владимира Путина: «Единством разнообразия и сильна Россия». Единое образовательное пространство, фундаментальные ценности, адаптивные модульные программы, воспитание как неотъемлемая часть образования – именно так выражается данная максима на уровне школ и школьников.

https://t.me/scienpolicy/19709

https://t.me/scienpolicy/19710

https://t.me/scienpolicy/19711

Подробнее: Президиум Госсовета и встреча, интервью Ольги Васильевой

Comments for this post were locked by the author