olegchagin

Categories:

Забвение уроков истории неизбежно оборачивается тяжелой расплатой

Год назад президент Российской Федерации в статье, посвященной Великой Победе, писал: «Забвение уроков истории неизбежно оборачивается тяжелой расплатой. Мы будем твердо защищать правду, основанную на документально подтвержденных исторических фактах». В этом году отмечаются две особо значимые даты: 80-летие начала Великой Отечественной войны и противостояния мировому злу и 30-летие разрушения СССР. Исторический опыт общественного развития в этой связи занимает особое место. Большинство политиков и политологов исходят из непреходящей значимости памятных исторических дат, необходимости их сохранения и приобщения молодежи к истории и традициям народа, его духовно-нравственным корням в социальном обустройстве и организации хозяйственной жизни.

Особое значение для военных людей имеет 80-летие начала Великой Отечественной войны, уроки которой не потеряли своего значения и для современной военно-политической обстановки. Анализ отношений между Россией и странами Запада – членами блока НАТО показывает, что мы находимся не просто в очень сложных отношениях, а практически в состоянии развернувшейся гибридной войны.

Об этом неоднократно говорили политические и военные руководители Запада. Да и на Востоке все чаще слышно от представителей японской политической элиты желание вернуть военной силой свои «северные территории», то есть острова нашей Курильской гряды.

Расставим точки над i

Не надо убаюкивать себя тем, что острота ситуации сгладится и проблема как-нибудь разрешится. Просто этап горячей войны откладывается. И лишь политическая воля Кремля, очевидная готовность России и ее армии к жестким ответным мерам заставляют наших противников притормозить на крутых поворотах.

Последний пример тому – пресечение провокации британского эсминца «Дефендер» 23 июня сего года. 30 июня президент РФ в ходе Прямой линии выразил уверенность в неспособности НАТО начать войну даже в случае потопления этого эсминца. А с учетом того, что еще 13 апреля замглавы МИДа РФ Сергей Рябков заявил, что США являются нашим противником, делают все для того, чтобы подорвать позиции России на международной арене, следует разобраться в терминах. Напрашивается прямая аналогия с Великой Отечественной. На наш взгляд, крайне необходимо определиться, что это за война сейчас идет, какие цели преследует противник. По мнению авторов, сейчас имеет место первый этап противостояния – пока еще холодная фаза, во многом совпадающая с нелегкими летними и осенними месяцами 1941-го, когда РККА отступала. Сегодня мы тоже не только отступаем в гибридной войне, но и фактически в отдельных значимых позициях отдали инициативу противнику.

Культ безграничной свободы, крайнего индивидуализма наряду с апологией изощренного потребительства, насаждаемые на протяжении десятилетий нашими массмедиа и звездами шоу-бизнеса, сформировали гедонистский и в значительной мере пацифистский менталитет российской молодежи ”
В этом плане показателен опыт Советско-финляндской войны, которая была короткой, но далеко не такой победоносной, как хотелось бы кому-то. Но она была очень полезной, так как пусть ценой и тяжелейших жертв помогла избавиться от иллюзий, в том числе – «Красная армия всех сильней». Выводы тогда сделали – появилась политическая воля для начала активной подготовки к войне с фашизмом и нацизмом. Однако есть одно существенное замечание ко дню сегодняшнему: у нас нет времени на раскачку, как его не было у Кремля накануне Великой Отечественной. Сегодня, в эпоху «цифры» и компьютеров, гиперзвука и Интернета, время стало решающим фактором ведения современных военных действий.

Кто же противник? НАТО, Япония, Украина и, несмотря на помидоры-курорты- «Турецкий поток»-АЭС Аккую, Турция.

Но у этих врагов есть особенности, специфика, которую надо учитывать в гибридной войне. Среди главных противников России уверенно занимают первое место США – как по экономическим возможностям и военному потенциалу, так и по глобальному информационному влиянию. Это лидер, ведущий за собой страны, это русофобы, которые не просто хотят захватить территорию РФ, но и уничтожить ее народ, сделав людей биороботами, обслуживающими причисленных к «золотому миллиарду».

Есть ли возможность в РФ подготовиться к активной фазе противостояния и создать единый военный лагерь? Мы сознательно уходим от решения политической, экономической, социальной и других составляющих этого непростого и противоречивого процесса, так как эти темы требуют отдельного рассмотрения.

Империя шулеров

Мы уже опоздали в определении США как «империи лжи и насилия». Необходимо исправить это и подкрепить другими аспектами информационного противостояния. «Никогда так не врут, как перед свадьбой, после охоты и во время войны». Эта известная поговорка очень хорошо характеризует судьбу правдивой информации в военное время. Впрочем, зыбкая грань между войной и миром во многих странах окончательно стерлась.

Наглядный пример такого подхода – политика нынешнего дряхлеющего мирового гегемона – Соединенных Штатов. За 230 лет истории США применяли военную силу более 240 раз – чаще, чем ежегодно. Неудивительно, что американские военные, политики и дипломаты в вопросах войны и мира врали практически беспрерывно, причем делали это вполне сознательно. 5 февраля 2003 года тогдашний глава Госдепа экс-генерал Колин Пауэлл выступил в Совете Безопасности ООН с обоснованием необходимости начала новой войны против Ирака. С честными глазами он ссылался на полученную из первых рук информацию о мобильных заводах по производству биологического оружия, уверяя, что его источник «сам руководил одним из таких предприятий». Пауэлл с мастерством рыночного шулера потрясал знаменитой «пробиркой с белым порошком». По его словам, объем порошка сибирской язвы в пробирке был эквивалентен количеству спор, с помощью которых можно убить население небольшого города. Впоследствии Пауэлл назовет это «полемическим приемом в выступлении» и скажет, что в пробирке, конечно же, было инертное и безопасное вещество.

Это относительно недавний, наиболее яркий и незабываемый пример того, как «большая американская ложь» может начать и временно оправдать любую войну. Но как показывает практика, с ней невозможно жить вечно.

Культурка побеждает культуру

Но вернемся к событиям внутри России. А в ней дела тоже какие-то особенные, странные и требующие внимательного исследования. Так, лицом российской молодежи на Петербургском экономическом форуме 2021 года объявлен некий Даня Милохин в костюме двуполого существа, дергающийся, как кажется, в эпилептических конвульсиях. Вспомнилось сольное выступление в 2017 году «Коли из Уренгоя» в бундестаге ФРГ, толерантно одобренное замглавы Департамента Минобрнауки, выпускницей Луцкого государственного педагогического института Светланой Ермаковой и мэром Нового Уренгоя, выпускником Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ по специальности «История» Иваном Костогризом.

Ничего из ничего не произрастает, есть зерна и есть корни. Сегодня с уверенностью можно сказать, корни обозначенных феноменов произрастают в удобренной почве 90-х годов прошлого столетия. Именно тогда определился тренд на тотальную демонизацию нашей истории (прежде всего советской, зачастую и царской).

С помощью неоправданных, необоснованных исторических аргументов доказывалась ущербность идеологии и политики Российского государства. Более 20 лет в российских школах используются учебники международного афериста Джорджа Сороса. В 90-е годы их усиленно продвигали многие светила российской педагогики, в том числе тогдашний министр образования Евгений Ткаченко вкупе с замом Александром Асмоловым. Только в 1994 году было издано порядка 300 образовательных книг многими тысячами экземпляров. Чего только стоят учебники истории для 8-9-10-х классов господина Александра Кредера, тираж которых за восемь лет составил свыше миллиона экземпляров. И ведь каждый учебник допускал к изданию Федеральный экспертный совет, лоббистом и яростным защитником лжеисторических опусов была замминистра образования Евгения Чепурных, в прошлом глава Центрального совета Союза пионерских организаций СССР.

В том же ряду стоит литературное произведение некоей Веры Тименчик «Семья у нас и у других» из серии Людмилы Улицкой «Другой, другие, о других». По мнению профессора Ульяновского госуниверситета, доктора филологии Олега Самарцева, «книга, несомненно, опасна… адресована детям. Книга популяризирует толерантность к любым формам семейных отношений – гомосексуальным, инцестным, полигамным». Две продвинутые писательницы ухитрились трижды издать свой псевдонаучный труд – в 2006, 2008 и 2012 годах. До сих пор этот опус есть в некоторых библиотеках, благо, не находится в школьных программах или в списках для обязательного чтения школьников.

В условиях многолетней гибридной войны против России особой пикантностью отличается пассаж бывшего пресс-секретаря Бориса Ельцина – Вячеслава Костикова в газете «Аргументы и факты» (№ 26, 2021). Кстати, сертифицированный тираж еженедельника составляет 1,5 миллиона экземпляров, контрольный пакет акций владельца газеты «Московские информационные технологии» (МИТ) принадлежит мэрии города Москвы. Господин Костиков сильно пожалился на «чрезмерное усердие нашей пропаганды по поводу нашего величия, нашей мощи» и заметил, что «западные СМИ предпочитают показывать своему населению сцены мирной жизни».

Говоря о российских массмедиа, мы с удивлением обнаружили, что доискаться их реальных владельцев по открытым источникам практически невозможно. Многоступенчатая схема «дочек», «внучек» и прочих «прокладок», по мнению аналитиков газеты «Завтра», в итоге приводят к зарубежным медиахолдингам.

Как воспитать гражданина

И вот тут-то, кстати, вспоминается федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 № 489-ФЗ. В статье 4-й говорится о целях молодежной политики, но не упоминается воспитание гражданина Российской Федерации. Лишь в статье 6-й среди направлений реализации этой политики указываются воспитание гражданственности, патриотизма.

Примечательна статья 2-я документа в пункте седьмом, среди множества субъектов, осуществляющих деятельность в сфере молодежной политики, указаны «редакции средств массовой информации, а также… индивидуальные предприниматели».

Кратко о том, как российский бизнес, в том числе и «индивидуальные предприниматели», могут участвовать в реализации закона № 489-ФЗ. В июне во всем мире проходил Месяц гордости ЛГБТ, в ходе которого российская торговая сеть «ВкусВилл» опубликовала на своем сайте рекламный материал о «здоровой семье». Семья ведет исключительно правильный веганский образ жизни без папы, собирает и сортирует мусор, борется за права человека, а заодно дает пример внутрисемейного матриархата и лесбийской любви. Только протесты «ультраконсервативной» части российского общества заставили руководство АО снять статью с многоговорящим названием «Рецепты семейного счастья».

Хочется надеяться, что руководитель Росмолодежи Ксения Разуваева оценит и учтет позиции разных российских СМИ и различных российских бизнесменов и бизнесвумен. По-прежнему теплится надежда на возвращение в школьные учебники произведений Островского, Фадеева, Шолохова, Симонова, Бондарева и других советских писателей, герои которых на протяжении десятилетий были примером самоотверженного служения Отечеству многих поколений.

Определенные надежды вызывает реинкарнация общества «Знание», но и тут есть опасение – не станет ли она в онлайн-формате очередной пиар-акцией для прославления узкого круга политиков, чиновников и ученых. Особенно тех, кто за последние четверть века успел дважды «переобуться в воздухе».

Культ безграничной свободы, крайнего индивидуализма наряду с апологией изощренного потребительства, насаждаемые на протяжении десятилетий нашими массмедиа и звездами шоу-бизнеса, неизбежно сформировали гедонистский и в значительной мере пацифистский менталитет российской молодежи.

По нашему мнению, необходимо в кратчайшие сроки:

вернуться к системе воспитания молодежи в вузах, средних учебных заведениях, которая оставалась еще в начале ХХI века. Она не была идеальна, но все же существовала как структура, занимавшаяся воспитанием подрастающего поколения. При этом необходимо четко определить причины такого преступного для дела воспитания подрастающего поколения решения о ее реформе;
вдумчиво подходить к преподаванию в старших классах средней школы и в вузах основ критического анализа идей фашизма и нацизма. При этом не бояться показывать, почему генераторами и носителями этих идей в России стали разного рода НКО, блогеры, СМИ, увлекшие миллионы, обязательно показывать человеконенавистническую сущность этих идей, их историческую обреченность и отчего они объявлены вредоносными после окончания Второй войны. Показывать, почему и с мировой чьей помощью возродились идеи фашизма и нацизма на территориях бывших республик СССР, в отдельных социальных группах населения Российской Федерации.
Могут возразить, дескать, рано это делать с неокрепшими умами молодых людей. Утверждаем: в самый раз! Так как уже с 14 лет эти молодые люди имеют паспорт гражданина РФ, а они будущие защитники Отечества;

– всячески способствовать развитию толерантности (tolerantia – лат. – терпимость у молодого поколения – качества, характеризующего отношение к другому человеку как к равной и достойной личности и выражающегося в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие.

Сегодня толерантность господствует в российском обществе (в том числе в судах, СМИ и так называемой творческой элите) только в одном направлении. Она фактически размывает национальное самосознание россиян, крайне необходимое для формирования патриотических качеств у граждан и как следствие боевой активности у военнослужащих армии и флота РФ.

В этом смысле интересен опыт воспитания патриотизма у красноармейцев и краснофлотцев в первый период Великой Отечественной войны. С сентября 1939-го в рядах РККА велись пропаганда и агитация, в основе которых лежала классовая ненависть, которая, по мнению политорганов, должна была вызвать восстание внутри фашистской Германии. Это неверное убеждение было основано на том, что немецкие рабочие получили оружие и в соответствии с теорией классовой борьбы должны были защитить страну «братьев по классу» – СССР. Однако этого не произошло.

Потребовалось девять месяцев, чтобы Иосиф Сталин в приказе № 55 от 23 февраля 1942 года констатировал, что советские солдаты стали активными на полях битвы за страну. В основе этого признания лежал отказ политорганов от неэффективной и сложной для понимания воинами РККА и РККФ теории классовой ненависти и переход к достаточно простой и понятной формуле: «Враг еще силен. Он будет напрягать последние силы, чтобы добиться успеха. И чем больше он будет терпеть поражение, тем больше он будет звереть. Если враг не сдается – его уничтожают!».

Лозунг «Убей немца!» стихийно появился в народе в 1942 году, его истоки в числе прочих можно найти в статье Ильи Эренбурга «Убей». Множество плакатов, появившихся после нее («Папа, убей немца!», «Балтиец! Спаси любимую девушку от позора, убей немца!», «Немцем меньше – победа ближе!», «Убей фашиста-изувера!» и т. п.) объединяли образы фашиста и немца в один объект ненависти.

«Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это олицетворение ненавистного нам. Наш долг – разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого».

В сегодняшнем информационном противоборстве нельзя совершать даже временные ошибки в гибридной войне.

Валерий Литовкин,
доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, капитан 1-го ранга в отставке
Валерий Новиков,
капитан 1-го ранга в отставке

Comments for this post were locked by the author