olegchagin

Category:

Творческий мозг: наука — о том, как тренировать креативность

Десять лет назад психологи из Нидерландов выдвинули теорию, что оригинальные идеи возникают тогда, когда когнитивная гибкость сочетается с когнитивной выносливостью.

Когнитивная гибкость — это умение быстро переключаться с одной идеи на другую, а также обдумывать несколько идей одновременно.

Когнитивная выносливость — это способность размышлять над трудной задачей до тех пор, пока она не будет решена.

Творческий ум можно сравнить с ансамблем, в котором флейтист, виолончелист и тромбонист должны синхронно играть каждый свою партию и слушать друг друга. Музыканты этого нейроансамбля — три мозговых сети, которые формируются при одновременном активировании участков мозга, не являющихся смежными: центральная исполнительная сеть (ЦИС), сеть выявления значимости (СВЗ) и дефолтная система мозга (ДСМ, или сеть пассивного режима работы мозга).

Центральная исполнительная сеть. Исследования с применением методов нейровизуализации показывают, что ЦИС задействуется при принятии спонтанных решений и выполнении нескольких задач одновременно. Ученые из Университета Вандербильта и Квинслендского университета обнаружили, что многозадачность воспринимается мозгом не как одновременная обработка нескольких потоков информации, а как быстрое переключение с одного потока на другой. Исследователи также выявили, что, научившись обрабатывать каждую задачу быстрее, можно повысить свою эффективность в режиме многозадачности.

Латеральная область фронтальной коры, где сосредоточена ЦИС, также участвует в дивергентном мышлении, которое ученые используют для оценки креативности. Мы часто практикуем дивергентное мышление в повседневной жизни: например, когда готовим обед из того, что осталось в холодильнике, лавируем среди машин на загруженной дороге или даем новую жизнь выброшенным в мусорную корзину вещам.

Сеть выявления значимости. СВЗ обеспечивает продолжительную концентрацию на одной задаче. Передняя поясная кора, где расположена эта система, также отвечает за принятие решений и саморегуляцию, то есть за процессы, требующие когнитивной выносливости.

Дефолтная система мозга. ДСМ сосредоточена в средней префронтальной коре и задней поясной коре. Она задействуется, когда наше внимание не сконцентрировано ни на какой определенной задаче.

Грезы наяву, блуждание ума, прокрастинация, размышления о прошлом и будущем — все эти процессы контролируются ДСМ. Когда мы заняты чем-то, что требует концентрации на объектах окружающего мира, активность дефолтной системы подавляется, чтобы мы не отвлекались на посторонние мысли.

Но именно такие посторонние мысли и фантазии служат источником креативности. Нужно лишь уметь обуздать их и направить в нужное русло.


Последние исследования показывают, что во время занятий творчеством участки мозга, в которых сосредоточены ДСМ, ЦИС и СВЗ, активируются одновременно.

В обычных условиях исполнительная сеть и сеть выявления значимости подавляют дефолтную систему, однако в процессе творчества все три системы функционируют взаимосвязано: дефолтная система обеспечивает спонтанное генерирование идей, а исполнительная система и система выявления значимости используют эти идеи для достижения конкретной цели.

Теперь, когда мы понимаем, какой механизм лежит в основе творческого мышления, возникает естественный вопрос: можно ли научиться креативности?

Известно, что отчасти креативность передается по наследству. Например, однояйцевые близнецы Давид и Питер Ойенс оба стали успешными художниками. Но не спешите отчаиваться.

Исследование, проведенное в 2014 году учеными из Стэнфордского университета, показало, что участники популярного курса развития креативности имели лучшие результаты в задачах на дивергентное мышление, чем участники контрольной группы. В другом исследовании объединенная группа нейробиологов и психологов из Даляньского технологического университета и Орегонского университета измерила способность участников к дивергентному мышлению до и после недели получасовых сеансов медитации и обнаружила, что медитация существенно повышает креативность.

Любопытно, что эти два эксперимента использовали диаметрально противоположные подходы. Участники стэнфордского эксперимента использовали для генерирования новых идей когнитивную гибкость, тогда как от участников даляньско-орегонского эксперимента требовалась когнитивная выносливость.

Эти эксперименты показывают, что креативность можно развить разными способами.

Люди, занимающиеся творчеством профессионально, нередко описывают творческий акт как спонтанный процесс. Их как будто несет волной. В таком состоянии всё тело человека напрягается, а зрачки расширяются.

В проведенном недавно эксперименте исследователи из Центра коллективного интеллекта Массачусетского технологического института попросили творческих людей в течение дня носить умные часы, настроенные на измерение сигналов тела. Они обнаружили, что высокая интенсивность и устойчивость сигналов может служить предиктором креативности.

Несмотря на то что ученые достигли определенного прогресса в понимании механизмов креативности и средств ее развития, она по-прежнему остается уникальным и загадочным состоянием, в котором ум и тело действуют в унисон.

©Джоти Мишра
©Роман Шевчук

Comments for this post were locked by the author