ДИССИДЕНТЫ
ДИССИДЕНТЫ (от лат. dissidere—инакомыслить), отступающие от догматов господствующей церкви. В феодальную эпоху Д. назывались все отступающие от догматов католицизма. Со времени реформации в ряде государств господствующей церковью становится одна из преобразованных реформацией церквей, и в этих странах под понятие Д. попадают также и католики.—Во Ф р а н ц и и, в к-рой католичество оставалось господствующей религией, Д. являлись реформаты-кальвинисты, получившие название гугенотов (см.).—В А н г л и и задолго до реформации возникла антипапская оппозиция, отражавшая интересы нового дворянства и верхушки буржуазии, В 13—14 вв. Д.—В. Оккам, Бредуердин и Уиклиф (см.)—не подвергались преследованиям, и только с 15 в. последователи Уиклифа, лолларды, когда они стали опираться на широкие массы, были разгромлены и частично перешли в Шотландию. Воспользовавшись ослаблением папства в связи с реформацией, и антипапская оппозиция во главе с королем Генрихом VIII порвала с папой, конфисковала монастырские владения и основала англиканскую церковь (см.), которая рассматривала Д. как пуритан (см.), посылая их как еретиков на костер, так и католиков, к-рым как изменникам королю грозил эшафот. В период кратковременной реставрации католицизма как господствующей церкви (1553—1558) в положении Д. оказались не только пуритане, но и англиканцы. При Елизавете было восстановлено господство англиканской церкви и были приняты «39 статей веры», на основе к-рых вновь началась борьба с Д. («диссентерами») как католиками, так и протестантами. Во время революции, когда государственной церковью стало пресвитерианство, все другие вероучения оказались в положении Д. Республика и протекторат установили сравнительную веротерпимость. С восстановлением монархии англиканская церковь оказалась на положении господствующей, и начались вновь преследования Д. Преследования коснулись и шотландских пуритан, так как с унией корон в Шотландии государственной церковью стала англиканская. Послабления в пользу Д. были сделаны при Якове II (Декларация веротерпимости 1687—88), но протестанты из оппозиции к королю отказались ею воспользоваться. При Вильгельме III была осуществлена веротерпимость по отношению ко всем Д. кроме католиков и унитариев.
Католикам лишь статутами Георга III от 1778 и 1791 было предоставлено право свободного отправления культа, учреждения школ, занятия адвокатурой и т. д. В 1829 был издан эмансипационный билль, открывавший для католиков доступ ко всем государственным должностям. Биллем 1838 ирландские католики были освобождены от уплаты десятины в пользу англиканского духовенства. В 1867 требуемая от членов парламента присяга была освобождена от неприемлемых для католиков выражений (см. также Великобритания, Религия и церковь, ст. 632—648). Число диссидентов в настоящее время почти равно числу приверженцев господствующей церкви.
В Г е р м а н и и бурный период реформации закончился Вестфальским миром, по условиям к-рого были прекращены преследования всех Д., в число к-рых в Австрии попали и греко- православные. В 19 веке в Германии Д. стали называться лица, стоящие не только вне признанных церквей, но и вне зарегистрированных религиозных обществ.
П о л ь ш а, в к-рой государственной церковью была католическая, начинает преследование Д. (православных и протестантов) с конца 16 в., когда шляхта добилась решающей роли в государстве и стала пользоваться католицизмом и иезуитами как орудиями проведения политики захватов и колонизации присоединенных земель. Белорусская и украинская шляхта и высшее духовенство, чтобы избежать преследований, на основе Брестской унии 1596 пошли на компромисс с католической церковью (так наз. униатство). В течение 17 в. ограничиваются религиозные и политические права Д. Упадок Речи Посполитой в 18 в. выдвинул политическое значение вопроса о Д. Пруссия и Россия использовали его как предлог для вмешательства во внутренние дела Польши, и под непосредственным давлением России польский сейм 1768 уравнял Д. в правах с католиками. После первого раздела Польши в оставшейся части королевства права Д. были снова урезаны и в таком виде оставались вплоть до окончательного раздела Польши (см. также Польша, Исторический очерк).
Лит.: Л ю б о в и ч Н., История реформации в Польше, Варшава, 1883; е г о ж е, Начало католической реакции и упадок реформации в Польше, Варшава, 1890; Ж у к о в и ч П., Кардинал Гозий и польская церковь его времени, СПБ, 1882; К а р e е в Н., Очерк истории реформационного движения и католической реакции в Польше, СПБ, 1886; Ч и с т о в и ч И. А., Диссидентский вопрос в Польше в первой половине XVIII столетия, в кн.: Сборник отд. рус. яз. и словесности Акад. наук, т. XXI, №3, СПБ, 1880; К о я л о в и ч M., Литовская церковная уния, т. I—II, СПБ, 1859—61; S k e a t s H. S., A History of the Free Churches of England from 1688—1851, 2 ed., L., 1869; B o g u e and B e n n e t t J., History Of Dissenters 1688—1808, 4 vis, L., 1808; B e n n e t t J., Dissenters from 1808 to 1838, L., 1839; P r i c e Th.,
History of Protestant: Nonconformity in England..., 2 vis, L., 1836; V a u g h a n H. H., English Nonconformity, London, 1862. П. Г.
(Б. С. Э.; т. XXII, 1935; ст. 567—569)
Comments for this post were locked by the author