О, Е, А, И, Н, Т, С, Р, В, Л, К, М, Д, П, У, Я
Если буквы русского алфавита расположить в порядке убывания их частотности в письменных текстах и разделить их для наглядности на две группы (16 более частотных и 16 менее частотных, исключая отсюда непоследовательно употребляющуюся букву Ё), то получится такая картина:
1.
О, Е, А, И, Н, Т, С, Р, В, Л, К, М, Д, П, У, Я
2.
Ы, Ь, Г, З, Б, Ч, Й, Х, Ж, Ш, Ю, Ц, Щ, Э, Ф, Ъ
Кириллица основана на греческом алфавите: она представляет собой соединение букв византийского уставного, то есть строго-торжественного, письма и негреческих букв, которые можно назвать славянскими (с известной долей условности, хотя бы потому, что несколько букв очевидно восходят к древнееврейским прототипам).
Нетрудно заметить, что греческие и славянские буквы распределены по двум указанным группам крайне неравномерно. В группе наиболее частотных букв сосредоточены почти исключительно греческие буквы, из славянских здесь только Я — наследница Ѧ (причем на последнем месте). В то же время славянские буквы, почти все, попали во вторую группу: здесь десять славянских букв и шесть греческих (включая сюда с некоторой натяжкой поздние Й и Э, образованные на основе И и Е).
Тем самым наше письмо не только с точки зрения состава алфавита, но и с точки зрения частотности букв, — это греческое письмо со славянской инкрустацией.
Важно, однако, что эта инкрустация со временем истончается. В частности, это произошло в отношении к дореформенному письму, что выразилось, по крайней мере, в двух событиях.
Достаточно частотная славянская буква Ѣ была заменена на греческую по происхождению букву Е.
Широко употреблявшийся в конце слов славянский ер (Ъ) был в этой позиции устранён, что предопределило его последнее место в современном ряду частотности.
Таким образом, наше письмо после реформы столетней давности стало «более греческим» и «менее славянским» — удаляясь во времени от византийских истоков, мы словно возвращаемся к ним по сути.
Comments for this post were locked by the author