Categories:

12 января 1945 года началась Висло-Одерская операция

В январе 1945-го, в последний год войны, советские войска стояли на восточной берегу Вислы — крупной реки, текущей с севера на юг через всю Польшу и проходящей через её столицу Варшаву.

На западном берегу Вислы, у польских городов Сандомир, Пулава и Мангушев, мы удерживали три плацдарма — крупных, хорошо укреплённых и соединённых с восточным берегом мостами. Самый большой плацдарм, сандомирский, составлял около семидесяти пяти километров в ширину и до шестидесяти в глубину. Противостоявшие нам немецкие войска группы армий «А» были всё ещё многочисленны и боеспособны…

Готовиться к операции начали с осени, продумывая всё до мелочей.

// Из воспоминаний советского маршала И. С. Конева:
Мы, командование фронта, командармы, комкоры, комдивы, командиры полков, вместе с артиллеристами и авиаторами буквально ползком обследовали весь передний край, намечая основные объекты атаки. ...На всём участке будущего прорыва для каждого командира батареи и командира роты были изготовлены специальные карты-бланковки с нанесенными на них разведывательными данными о противнике. ...Это давало артиллеристам возможность стрелять так, чтобы ни один снаряд не был израсходован по пустому месту. //

Согласившисьна просьбу союзных нам англичан и американцев, теснимых немцами под Арденнами, операцию решили начать на 8 дней раньше запланированного срока. Неожиданно для врага 12 января на сандомирском плацдарме заговорила наша артиллерия.

После разведки боем, вопреки обыкновению, командование не стало в течение суток изучать полученные данные. Войска 1-го Украинского фронта сразу же пошли в наступление, прорвав оборону противника на сорокакилометровом участке. В прорыв двинулись танковые армии.

// Из воспоминаний маршала Конева:
...Мы учитывали, что уже сложился известный шаблон... разведку боем проводили обычно за сутки до наступления... На этот раз решили поступить иначе... Ровно в пять утра после короткого, но мощного артиллерийского удара передовые батальоны перешли в атаку и быстро овладели первой траншеей обороны противника. Уже по самым первым донесениям стало ясно, что враг никуда не отошёл... Передовые батальоны, заняв первую траншею, залегли между первой и второй. Именно в этот момент началась артиллерийская подготовка. Она продолжалась час сорок семь минут. И была такой мощной, что, судя по целому ряду трофейных документов, противнику почудилось, будто длилась она не менее пяти часов. //

Спустя два дня с мангушевского и пулавского плацдармов началось наступление 1-го Белорусского фронта на Варшаву и Познань. 17 января в Варшаву вошла 1-я армия Войска польского, поддержанная нашими войсками... Позже к операции также подключились отдельные части 2-го Белорусского и 4-го Украинского фронтов.

Наши танки шли вперёд, обгоняя отступающих немцев, чтобы не дать им занять заранее подготовленные оборонительные рубежи и удобные позиции по берегам небольших рек, пересекающих дорогу к Одеру.

В Силезском промышленном районе, где стояли крупные оружейные заводы фашистского рейха, немцев не стали окружать и добивать: им позволили отойти на запад, догнав и разбив позже.

// Из воспоминаний маршала Конева:
К 29 января весь Силезский промышленный район был очищен от противника и захвачен целым и неразрушенным. Многие предприятия, когда мы ворвались туда, работали на полном ходу и в дальнейшем продолжали работать и выпускать продукцию. //

Наконец, 3 февраля наши войска вышли к реке Одер, по которой до войны проходила граница между Польшей и Германий. На западном берегу реки удалось захватить плацдармы у населённых пунктов Вроцлав (по-немецки Бреслау), Ополе (Оппельн), Костшин (Кюстрин), Сьцинава (Штейнау). С кюстринкого плацдарма вскоре началось наступление на Берлин.

В результате Висло-Одерской операции была разгромлена фашистская группа армий «А», освобождена большая часть территории Польши, освобождён фашистский лагерь смерти Освенцим.

// Из воспоминаний немецкого генерала Ф. Меллентина:
Русское наступление развивалось с невиданной силой и стремительностью. Было ясно, что их Верховное Главнокомандование полностью овладело техникой организации наступления огромных механизированных армий.
Невозможно описать всего, что произошло между Вислой и Одером в первые месяцы 1945 года. Европа не знала ничего подобного со времени гибели Римской империи. //

Comments for this post were locked by the author