Category:

Упомянуты следующие классические старославянские памятники

Где в настоящее время хранятся пергаменные памятники, которые традиционно называют классическими памятниками старославянского языка?
В этот набор включают памятники конца X — XI века, написанные на территории современной Болгарии и Македонии (за исключением Киевских листков, написанных на территории Великой Моравии

Упомянуты следующие классические старославянские памятники
(Они все переведены с греческого, кроме специально отмеченных)

Глаголические:

  1. Киевский миссал, или Киевские листки (памятник, переведенный с латинского, содержит отрывки службы по римскому обряду).
  2. Зографское евангелие.
  3. Мариинское евангелие.
  4. Ассеманиево евангелие.
  5. Боянское евангелие (Боянский палимпсест).
  6. Синайская псалтырь.
  7. Синайский требник (требник, или евхологий, содержит молитвы и службы на разные случаи; часть текста переведена с древневерхненемецкого и латинского).
  8. Сборник Клоца (содержит отрывки из проповедей).
  9. Рыльские листки и составляющий их часть, но отдельно хранящийся Македонский глаголический листок (содержат молитву и религиозное наставление).
  10. Охридские листки (содержат отрывки из евангелия).

Кириллические:

  1. Саввина книга (по содержанию — евангелие).
  2. Супрасльская рукопись (по содержанию — минея).
  3. Енинский апостол.
  4. Листки Ундольского (содержат отрывки из евангелия).
  5. Хиландарские листки (содержат религиозные наставления).
  6. Зографские листки (содержат отрывки из монашеских правил).

Не упомянуты еще два памятника, которые должны быть включены в число классических старославянских текстов:

  1. Зографский палимпсест (содержит отрывки из евангелия) — это читающийся в составе хранящегося в Петербурге Зографского евангелия глаголический текст, который содержится под более поздним, написанным поверх него.
  2. Ватиканский палимпсест (по содержанию — евангелие) — открытый в 1982 году кириллический текст, содержащийся под греческим текстом в одной из рукописей Ватиканской библиотеки.

Из небольших уточнений:

а) из трех листов Синайского требника, увезенных в Петербург, только два хранятся в РНБ, третий хранится в БАН;

б) под Словенией, названной на карте, подразумевается Любляна;

в) Енинский апостол хранится в Софии, Рыльские листки — в Рыльском монастыре в 100 км к югу от Софии;

г) Синайские псалтырь и требник хранятся в монастыре св. Екатерины на Синайском полуострове в Египте.

Comments for this post were locked by the author