Популярная теория о том, что занятия музыкой способствуют детскому развитию, оказалась неверна
К такому выводу пришла команда ученых, проведя анализ крупных исследований на эту тему
Результаты показали, что музыка улучшает способности ребенка не больше, чем другие дисциплины, и совершенно не влияет на навыки, не связанные с ней
Исследования, которые стремятся выявить связь между обучением музыке и развитием детей, дают противоречивые результаты
Одни показывают, что занятия серьезно влияют на когнитивные способности, другие находят эффект незначительным или нулевым
Ученые Джованни Сала из Университета здравоохранения Фудзита в Японии и Фернанд Гобет из Лондонской школы экономики и политических наук проанализировали существующие данные
Они изучили 54 работы, проведенные в период с 1986 по 2019 год: в общей сложности в них были данные почти о семи тысячах детей
Авторы выяснили, что дополнительные занятия музыкой не улучшают когнитивные навыки и академическую успеваемость, вне зависимости от возраста ребенка и продолжительности обучения
Их выводы опубликованы в журнале Memory & Cognition
Они также отметили, что на результаты старых исследований влиял порядок их проведения
Работы, включавшие контрольную группу детей, которые посещали дополнительно не занятия музыкой, а спортивные секции или уроки рисования, не демонстрировали особого влияния именно музыкального образования
Слабые эффекты находили в двух случаях: если контрольная группа отсутствовала или выборка участников не была случайной
«Наше исследование показывает, что идея о том, что «музыка делает детей умнее», неверна
Оптимизм исследователей по поводу преимуществ музыкального обучения представляется неоправданным и может быть вызван неправильной интерпретацией предыдущих эмпирических данных», — заявил Сала
Он считает, что попытки улучшить когнитивные способности ребенка с помощью занятий музыкой бессмысленны
Их преимущества — лучшая игра на инструментах и восприятие музыки — не распространяются на другие навыки, например на математические способности
По мнению авторов работы, пока провели слишком мало исследований, чтобы ученые могли говорить о положительном влиянии музыкального обучения на когнитивные и академические способности ребенка
Тем не менее они считают, что нужно продолжать изучение эффектов, которые оно может дать. «Музыкальное обучение, однако, может быть полезным для детей: например, повышать их самооценку и улучшать социальные навыки, — добавляет Фернан Гобе
— Некоторые его элементы, например разные типы нотации, могут помочь в изучении других дисциплин»
https://www.dropbox.com/s/ng69fyknzjnr4u5/MC%20Sala_Gobet_music%20training_final.pdf?dl=0
https://naked-science.ru/tags/muzyka
https://naked-science.ru/tags/kognitivnye-sposobnosti
https://naked-science.ru/tags/muzykalnoe-obrazovanie
https://naked-science.ru/tags/navyki