olegchagin

Category:

Библикбез {168} — королевич Елисей

  1. И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришёл, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего.
  2. И сказал он: жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился.

17....

  1. И возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришёл, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего.
  2. И сказал он: жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму. И тот принуждал его взять, но он не согласился.
  3. И сказал Нееман: если уже не так, то пусть рабу твоему дадут земли, сколько снесут два лошака, потому что не будет впредь раб твой приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа;
  4. только вот в чём да простит Господь раба твоего: когда пойдёт господин мой в дом Риммона для поклонения там и опрётся на руку мою, и поклонюсь я в доме Риммона, то, за моё поклонение в доме Риммона, да простит Господь раба твоего в случае сем.

        (4Цар.5:15–18)

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

«Четвёртую книгу Царств» (12–ю по счёту в Библии) мы начинаем читать с 5–й главы, хотя КДПВ относится ко 2–й. Что поделать — 23–й и 24–й ея стихи имеют бешеную популярность у современной гипер–гуманизированной публики. Их и на дёрти обсуждали неоднократно:

        23. И пошёл он оттуда в Вефиль. Когда он шёл дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый!
        24. Он оглянулся и увидел их и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребёнка. (4Цар.2:23,24)

На самом деле, здесь нет предмета для обсуждения. Всё упирается в цену жизни, которая по тогдашней конъюнктуре сильно не дотягивала до сакрального блеска лысины пророка. И вся премудрость. А вот в 5–й главе нас поджидает множество действительно важных и неочевидных новостей. Но сначала уточним контекст: "человек Божий" — пророк Елисей — ученик и преемник Ильи–пророка, с которым мы познакомились в предыдущем «Библикбезе». А вот кто такие Нееман и Риммон? И вообще — что тут происходит?

Риммон — сирийский бог воздуха и бури. Нееман — тоже сириец, генерал, второе лицо в государстве. Когда он говорит "господин мой", то имеет в виду сирийского царя. До сих пор Нееман появлялся в обетованке исключительно по профессиональной нужде — завоевать чего–нибудь или хотя бы пограбить, но впервые прибыл как пациент к знаменитому доктору, и доктор (Елисей) не подкачал.

Мы знаем, что "любая достаточно развитая технология неотличима от магии". Соответственно, медицинские достижения воспринимаются как чудо. Так их Библия и подаёт: Елисей — не врач, но чудотворец. И здесь следует обратить внимание на количественные и качественные характеристики. О первом: Елисей — чемпион. Если не во всей Библии, то уж в Ветхом Завете — точно. А размер имеет значение! Всего на счету пророка 12 эпизодов чудесатого сериала (вызов медведиц сюда тоже входит). Одно из чудес явно стало прототипом частушки про топор, плывущий из села Кукуева:

        5. И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание!
        6. И сказал человек Божий: где он упал? Он указал ему место. И отрубил он [кусок] дерева и бросил туда, и всплыл топор. (4Цар.6:5,6)

Но гораздо большее впечатление производит технологический разброс. Среди уже привычных чудес, типа — перехода через расступившиеся воды, наведённой беременности у бесплодной, воскрешения умершего и т.п. попадаются совершенно новые. А именно: сверхъестественное наполнение пустых сосудов маслом, исцеление отравленной речной воды, умножение хлебного начатка для накормления сотни людей...

Эти новые чудеса — из разряда "манны небесной". Прокорм нахаляву. Типичная левая идея. Только не с неба, а от человека. И мы помним, когда всё это повторится — когда придёт Христос, и ему понадобится увеличить число клевретов. Тут–то и пойдёт в ход умножение хлебов, а заодно и рыб.

Ко всему этому следует добавить, что Елисей чудодейственно насыщает не кого–нибудь, а "сынов пророческих". То есть — последователей, учеников. Другой ключевой момент — Елисей отказывается от даров Неемана, являя, таким образом, добродетель нестяжания, которая не свойственна иудаизму, но свойственна ереси назорейства. Складывается впечатление, что Христос — это прямая калька с Елисея.

Причём даже в деталях. Взять хотя бы чудо воскрешения из мёртвых. Во всей Библии таких прецедентов насчитывается 8 штук. На совести Иисуса три из них. Но ему проще — он был позже. У остальных фигурантов — по одному. А у Елисея — два, одно из которых уникально: он воскресил, будучи сам мёртвым (вот и затравка для феномена "святых мощей"):

        20. И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году.
        21. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своём коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои. (4Цар.13:20,21)

И ещё одна поразительная деталь — новые технологии прозелитизма: исцелённый (предположительно — от проказы) Нееман, готов поклоняться "истинному" богу, но по административным причинам не может делать этого явно. Он просит благословения на тайное поклонение при условии божьего прощения. А ведь именно так христианство и пустило свои метастазы в тело империи! Важно также, что Нееман богат. Да, Елисей не принял его даров, но очевидно, что сириец будет при возможности помогать единоверцам. И это не просто эпизод — только благодаря подобным спонсорам первые христианские общины удержались на плаву. Спонсоры, кстати, в убытке не остались — опираясь на общины, они брали власть (феномен "епископов").

Кроме того, мы обязаны Нееману расширением понятия святости. У нас уже было святое небытие (бог), святые транзакции (ангелы), святые атрибуты (храмовая утварь и жертвенное мясо), святая этнография (избранный народ), святая география (места явления — неопалимая купина и т.п.), но у нас ещё не было святой земли. Не в смысле — территории, а в смысле материалу. Ведь Нееман просит отсыпать ему несколько мешков, становясь, таким образом, зачинателем новой традиции (и новой коммерции). Со временем это выродилось в анекдот: "Ты что делаешь, сын осла? Это щебень из Астрахани! Вон грузинская земля! Три шагá сделать лень!" Но тем не менее — традиция жива.

А напоследок — ещё об одном чуде, о первом сеансе воскрешения, проделанном Елисеем:

        32. И вошёл Елисей в дом, и вот, ребёнок умерший лежит на постели его.
        33. И вошёл, и запер дверь за собою, и помолился Господу.
        34. И поднялся и лёг над ребёнком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простёрся на нём, и согрелось тело ребёнка.
        35. И встал и прошёл по горнице взад и вперёд; потом опять поднялся и простёрся на нём. И чихнул ребёнок раз семь, и открыл ребёнок глаза свои. (4Цар.4:32–35)

Данный сюжет относится к вневременным и интерконтинентальным — оживление поцелуем (а в средневековых вариациях всё намного откровеннее — соитием). Да, Белоснежка, Спящая царевна энд со он. Ну, вы поняли, к чему я клоню — к Пушкинской интерпретации. Случайно ли в «Сказке о мёртвой царевне...» королевича зовут Елисеем? Некоторые настолько уверены в неслучайности, что пишут целые монографии на данную тему и получают за это гранты от Пенсильванских университетов.

Я тоже думаю, что Пушкин (особенно поздний — 1833 год) мало что делал случайно, не считая дуэли с Дантесом. Однако его королевич не только побрезговал вступать в противоестественную связь с дохлой царевной, но и целовать ея не стал:

И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила...

Почему? Была, конечно, мысль, что всё дело в хрустальности (прозрачности) гроба — королевич просто не заметил крышки, как, допустим, стеклянных дверей в гипермаркете, и йобнулся по ошибке. Но это слишком брутально для сказки. Впрочем, домыслы сии уже выходят за рамки...

Иллюстрация: Watson Heston, «Elisha watching two female bears mauling forty–two boys», 1892

Библикбез {167} — грехи Иезавели

https://religion.d3.ru/biblikbez-167-grekhi-iezaveli-2036029/?sorting=rating

Comments for this post were locked by the author