Вы читали БоклЯ?
Вопрос-реплика Епиходова из "Вишневого сада", причем слово Бокля произносится, как правило, с ударением на последний слог.
Henry Thomas Buckle.
Кумир и властитель умов европейской интеллигенции конца XIX века, да и начала ХХ, наверное.
Его главный и единственный труд "История цивилизации в Англии" - крохотная часть непомерной задачи, которую взвалил на себя этот сумрачный английский холостяк, проживший всего 41 год и желавший в одной работе написать обо всей истории всей мировой цивилизации.
Чем-то это всё напоминает "Неведомого шедевра" Бальзака или картину Александра Иванова "Явление Христа народу". Строго говоря, даже труда об истории цивилизации в Англии Бакл-Бокль не успел написать, оставив в назидание потомком лишь введение в свою неосуществленную циклопическую монументальную книгу.
Читать Бокля-Бакла можно, потому что он англичанин. Когда на такие философско-абстрактные темы пишет немец или француз - читать не можно.
А еще и великолепный перевод Буйницкого, 1895 года и отличное предисловие Соловьева, примерно тех же лет.
Вот две цитаты
"Наказать даже одного человека за его религиозные убеждения есть одно из самых страшных злодея в мире. Но наказывать огромное количество людей, преследовать целую секту, пытаться искоренить мнения, которые, проистекая из самого состояния общества, служат лишь проявлением дивной и роскошной производительности человеческого ума, всё это составляет не только одно из самых вредных, но и одно из самых безрассудных дел, какие только мы можем себе представить.
Тем не менее несомненный факт, что огромное большинство лиц, воздвигавших гонения за религию, были людьми с самыми чистыми намерениями, с самой высокой и безукоризненной нравственностью. Невозможно даже, чтобы было иначе. Нельзя считать неблагонамеренными людей, старающихся навязать кому-нибудь убеждения, которые они считают хорошими.
Тем менее можно назвать дурными людей, которые без всякого земного расчета употребляют все средства своей власти не для своей пользы, но для распространения религии, которую считают необходимой для будущего благоденствия человечества. Таких людей не должно считать дурными, а только невежественными, не знающими ни свойств истины, ни последствий своих поступков. Но с нравственной точки зрения побуждения, которым они следуют, безукоризненны.
ЖДействительно, их побуждает к преследованию самая искренность их убеждения. Именно святое усердие, одушевляющее их, возбуждает их фанатизм.
Если вы внушите какому-нибудь человеку глубочайшее убеждение в велимком значении какого-нибудь нравственного или религиозного учения, если вы уверите его, что все, отвергающие это учение, осуждены на вечную гибель, если вы затем облечете этого человека властью и, пользуясь его неведением, ослепите его относительно дальнейших последствий, он непременно будет преследовать всех, отрицающих его учение.
Убавьте искренности - и ослабится преследование. Другими словами, ослабив добродетель, вы может уменьшить зло."
"В этом заключается настоящее зло религиозных гонений. Когда люди бывают вынуждены маскировать свои мнения, то в них образуется привычка защищать себя посредством обмана и покупать безнаказанность ценою лжи. Для них ложь становится одной из ежедневных потребностей, а лицемерие - одним из обычаев. Общий дух и образ мыслей нации подвергается порче, и сумма существующих в ней пороков и заблужденйи страшно увеличивается."
Comments for this post were locked by the author