olegchagin

Category:

Все эти фронтиры связаны и дополняют друг друга

Премьер-министр Михаил Мишустин во время своего визита на Камчатку открыто и горячо поддержал идею создания в регионе научно-образовательного центра

Это лишний раз подчеркивает – идеология НОЦ как локомотивов прорывного научно-технологического и социально-экономического развития плотно укоренилась в сознании высших госуправленцев.

Идея сопряжения усилий и интересов науки, образования, региональных властей и бизнеса является универсальной, а вот конкретика может способствовать достижению широкого спектра целей, которые в силу интеграции участников разного профиля и уровня, будут канализировать прорыв по тем или иным векторам.

Научные и научно-образовательные центры нацпроекта «Наука», в своей самой совершенной форме должны работать на самом передовом мировом уровне. Следовательно, НОЦ – это явление Фронтира, а точнее – фронтиров.

В «призме» центров должны преломляться весьма различные магистрали целеполагания – от исследований и разработок по соответствующим направлениям и приоритетам Стратегии научно-технологического развития до пересборки общественно-экономических пространств регионов и превращение в локомотивы роста.

Сама идея НОЦ универсальна, и именно она должна стать рамочной для прорывной перестройки широкого спектра экономических и даже властных отношений. Научно-образовательная сфера становится все более интегрированной с внутренней политикой – отсюда повышение значимости образовательных, научных, технологических и инновационных показателей в оценке эффективности и результативности работы губернаторов и их команд, а также активное включение мнения молодежи в данные мероприятия.

В рамках создания такого вида центров фактически предусмотрены две стадии развития. Первая – региональный уровень. В рамках пересборки научно-образовательно-технологических пространств субъекты федерации (или их союзы) формируют достаточно типовые и универсальные форматы. Это облегчает управляемость ими со стороны федерального центра – через влияние на университеты и научные институты, а также упрощает взаимодействие между всеми новыми институциями, создаваемыми в рамках «Образования», «Науки» и «Цифровой экономики».

Вторая ступень – это нацпроектный, причем получить этот статус можно более продуктивно, запустив региональный центр своими силами.

В рамках НОЦ мирового уровня могут решаться достаточно разные фронтирные задачи.

В области регионального развития – выстраивание стержневых структур и механизмов взаимодействия власти, науки, образования, бизнеса и общества. По данному вектору основополагающей станет Программа стратегического академического лидерства, по которой будет сформирована сеть различных типов участников: национальных исследовательских университетов, опорных, а также – вузов-претендентов. С этой точки зрения, НОЦ – это формат выделения ряда (макро)регионов, которые должны стать локомотивами прорыва.

Приоритеты научно-технологического развития (упрощенно – отрасли экономики и сквозные технологии) – это второй фронтир. Здесь необходимо отметить, что НОЦ – это в основном поле деятельности университетов и научных институтов (в обеих случаях – повдевды Минобрнауки, во втором – также с научно-методическим руководством со стороны Российской академии наук). Уже в научных центрах мирового уровня ситуация иная – достаточно вспомнить три созданные геномные центры: они объединяют НИИ разной подведомственности, Вектор, Курчатовский институт, РНИМУ им. Пирогова и т.п. В Программе стратегического академического лидерства в еще большей степени ориентирована на формирование консорциумов – причем и межрегиональных, и межотраслевых. В этом смысле связка Стратегия научно-технологического развития (в том числе – принимаемая в настоящее время Программа фундаментальных научных исследований, разработанная РАН) и нацпроектов (особенно – «Науки») имеет четкий и продуктивный не только меж-, но и трансдисциплинарный характер.

Третий фронтир – геополитический. Именно исходя из данных соображений, столь активную поддержку получил проект Камчатского НОЦ. Хотя, очевидно, что первым свой центр из геостратегических регионов однозначно должен получить Дальний Восток (в лице Дальневосточного федерального университета).

Все эти фронтиры связаны и дополняют друг друга. Метазадача в рамках выбора НОЦ – разумно совместить все их, что планируется обсудить 25 августа круглом столе «Актуальные вызовы и лучшие практики в подготовке лидеров для научных, научно-технических проектов и лабораторий».

Организатором выступает Центр развития компетенций Западно-Сибирского научно-образовательного центра мирового уровня (точка сборки – Тюменский госуниверситет). Напомним, что создание ЦРК, которые бы готовили руководителей лабораторий, научно-образовательных и научно-технологических проектов, а также собственно управленцев для крупных структур уровня НОЦ, является обязательным условием в программе развития центра. А Центр развития компетенций Западно-Сибирского НОЦ является в значительной степени «ЦРК для ЦРК», поскольку именно в Тюмени на базе ТюмГУ создан центр и межрегиональный, и междисциплинарный, и трансприоритетный (в соответствии со Стратегией НТР).

Также в центре внимание – интеграция в единую матрицу развития научно-образовательных центров и реализации Программы стратегического академического лидерства. Модерировать встречу будет научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Евгений Сженов (@szhenov).

Участие примут как представители первой пятерки НОЦ, так и претенденты на нацпроектный статус. Также выступят авторы и эксперты, которые готовили и проводили стресс-тест системы высшего образования, ректоры ведущих университетов и эксперты топ-уровня в области науки и образования.

https://t.me/scienpolicy/11141
https://t.me/scienpolicy/11142

Comments for this post were locked by the author