olegchagin

Categories:

«Автобус»

Шестнадцатилетнему юноше, который по-русски свободно говорит, изредка читает, но при этом не пишет ничего длиннее смс и никогда не изучал формальной грамматики и орфографии, было предложено в качестве диктанта стихотворение Игоря Иртеньева «Автобус».
Перед диктантом юноше были даны следующие наводки:
1) жи-ши, ча-ща, чу-щу;
2) безударные гласные можно проверить однокоренным словом;
3) заимствованные слова часто можно проверить французскими;
4) сомневаешься в написании – разбей слово на части.
Результаты эксперимента – 1-2 ошибки на строфу.
В частности, строфа

А рядом — футболист известный
С богиней Никою в руках.
Под иберийским жарким небом
Ее он в честном взял бою.

была написана без единой ошибки.
Основную сложность вызвали шипящие: выбор между Ш и Щ и суффикс ИЦ.

Эксперимент нельзя считать чистым, потому что юноша
1) часть слов мог помнить визуально,
2) грамотно пишет на трех языках;
тем не менее, он подтверждает мою гипотезу: при наличии словарного запаса и здорового интереса к языку обучить взрослого человека грамоте можно очень быстро.
Ежедневные диктанты в течение месяца в 16-летнем возрасте заменят годы русской школы.
***
Старшего сына потрясло, что в русском языке у глаголов есть либо настоящее время, либо будущее.

  • Я обнаружил эту закономерность.
  • Я обнаружу эту закономерность.
  • Я вот прямо сейчас обнаруживаю эту закономерность.

Вот тебе три времени одного глагола, – парирует он.

  • Обнаружить и обнаруживать – два разных глагола.

А теперь представь себе, что тебе нужно донести эту мысль до людей, которые по-русски не говорят, учат его с нуля!
Клиент пришел в восторг.
***
Продиктовала младшим детям стихотворение Вадима Левина «Обыкновенная история».
Десятилетний перфекционист, привыкший учиться на А+, каждую ошибку воспринимает как личную драму. Сказал, что больше не напишет ни единого диктанта, пока я ему не расскажу абсолютно все правила русской грамматики и орфографии. Веселая шестилетняя девица, которая на других языках пока не пишет, но твердо знает, что согласные должны перемежаться гласными, диктант восприняла с оптимизмом.
Она каждый раз прикидывает, какую бы гласную вставить после согласной, и часто угадывает...

Comments for this post were locked by the author