Взаимоотношения К.Э. Циолковского и Академия общественных наук
В июне 1918 года К.Э. Циолковский направил в Академию
общественных наук (АОН) при ЦИК РСФСР письмо с просьбой зачислить его в Академию и подробно описал план своих работ по общественному устройству. Он писал: «Всю жизнь меня занимали социальные вопросы, чему доказательством служат книжки, изданные до революции, при строгой цензуре, благодаря чему и имеют страшный вид. ... Мои идеалы социалистического устройства человечества близки к советской конституции, но гораздо подробнее мотивированы... Научное отрицание учредительного собрания, капитала и собственности, важность знания и усовершенствования составляют основу моего труда».
В августе 1918 года Циолковского принимают в члены-соревнователи АОН и рекомендуют переехать в Москву. Константин Эдуардович отказывается, и ему разрешают остаться в Калуге.
Однако последовало письмо от А. Гойхбарга, ученого секретаря АОН, с уговорами все-таки приехать в Москву. Гойхбарг пишет: «Во-первых, Вам едва ли удалось подробно ознакомиться, живя в провинции, со всеми великими утопистами: Сен-Симоном, Фурье, их предшественниками и учениками. А они также разрабатывали замечательные картины социалистического устройства общества. Вам необходима библиотека центра. Во-вторых, после общения лично с членами Вы, может быть, некоторые отдельные стороны вашего труда переработаете. И если этой переработки не будет, то ведь могут встретиться тогда препятствия к изданию труда».
Из ответа Циолковского: «Я достаточно знаком, хотя и не по первым источникам, с философией, учениями социалистов и утопистов... Мое сочинение оригинально, и я принимаю один главный источник: чистую или точную науку». В черновике была приписка: «Посылаемые материалы вы можете изменить, переделать, сократить или выбросить, но для меня они будут ценны».
Циолковского уведомили, что на собрании 1 июля 1919 года его не переизбрали в члены-соревнователи АОН.
В ответном письме Константин Эдуардович поблагодарил АОН за то, что хоть дали возможность закончить «Этику».
Через три месяца Циолковского арестовали по ложному обвинению, и он месяц провёл в подвале на Лубянке. Однако руководитель чрезвычайки оказался «чрезвычайно любезным человеком» и освободил Константина Эдуардовича.
А.Г. Гойхбарг известен не как учёный, а как обвинитель на трибунале над членами правительства Колчака. Ленин высоко оценил усилия Гойхбарга по вынесению расстрельных приговоров. Позднее Гойхбарг руководил Малым Совнаркомом, т. е. был теневым правителем России.
Comments for this post were locked by the author