Categories:

Полундра

Инженерное мышление!
В словаре: «Полу́ндра (от нидерл. fall — падать + onder — внизу) — восклицание, первоначально означавшее «берегись сверху!»». На нас опять падает сверху. Еще хуже: на наших детей. Не заслоним – расплющит до уровня брюхоногих моллюсков. И завалит дурно пахнущей субстанцией (ибо именно она обычно плавает поверху и потом падает с этого верху на бедных моллюсков).
А пока – падают ракеты, самолеты, высокие и высочайшие технологии. А почему? Да некому всем этим заниматься – гуманитарии торгуют на вещевых рынках и пьют чай «Липтон» в офисах, редкие отдельные светлые головы выигрывают олимпиады за рубежом или вовсе уезжают туда – там говорят по-иностранному и соблюдают права человека, что мы ох как любим и жить без этого просто не можем. А уж совсем редкие что-то практическое изобретают по следам великих научных свершений прошлого века. А, изобретя, организовывают бизнес и уходят в него. А мы остаемся здесь, среди падающих ракет и чая «Липтон». Но основной-то контингент чем занимается? Потребляет. Кто все разрабатывает и создает для потребления – непонятно. Потому и потребление
носит импортный или импортозаместительный характер. Вот так вот – олимпиады выигрываем, а экономику – проигрываем. Чего нам нехватает? Инженеров нехватает, то есть специалистов, которые из достижений науки могут сделать этакое, за чем все прибегут к нам и начнут бросаться деньгами в нашу экономику. Нехватает образованных на уровне инженеров техников и технологов, которые могут наладить производственный процесс настолько, что разработки наших умниц и умников перестанут быть представленными единичными экземплярами. Нехватает образованных рабочих, которые в состоянии реализовывать высокие технологии и завалить нас их плодами.
Почему нехватает? Да потому, что успешные инженеры, техники, технологи и рабочие должны мыслить в профессиональном направлении, то есть обладать инженерным мышлением. Это стало очевидным. Кого-то не тех мы готовили в последние годы в нашей столь успешной, судя по реформам и отчетам системе образования. Очевидно это стало и для власти. И вот уже Президент сказал, что делать что-то надо. А что именно делать – не сказал! Посмотрели специалисты в области образования, которые готовили кого-то не тех, на плачевные результаты своей деятельности и пришли к потрясающему выводу: надо формировать инженерное мышление. Мы живем в государстве Россия. А здесь уж если формировать что-то – так у всех!
Не успели смолкнуть звуки президентской речи, как уже стало ясно – надо начинать профориентацию с детского сада. И, как сказал в интервью губернатор Свердловской области, «надо – как в Южной Корее: там ребенок уже в дошкольном возрасте знает, что будет водителем автобуса». Вот потому-то они, южные корейцы, и такие технологичные. Смотрите, чего навыдумывали водители автобусов! А еще надо ввести в школьную программу физику – где-нибудь класса со второго. А еще надо специальные творческие проекты вводить. А еще … Интересно, за счет чего? Ведь гигиенических норм в образовании никто не отменял. Вот все это введем – и будет у всех поголовно инженерное мышление. Ах, не у всех? Ну, тогда остальных, у кого не появилось это инженерное мышление, обычным путем – в отвалы. А за счет чего его формировать – так это ясно: за счет вычитания всяких этих ненужных в инженерном мышлении математики, русского языка, биологии, химии … Опыта «профилизации» у нас достаточно. Казалось бы, уже «допрофилировались», ан нет, неймется! Так что, похоже, на пути к светлому будущему заходим на очередной круг по болотам.
ПОКАЗЫВАТЬ ребенку мир, пусть даже, в основном, его часть, важную для общества сегодня – это разумно, правильно, гуманно. ОТКАЗЫВАТЬ ему на этом фоне в реально общем образовании – подло и бесчеловечно. У ребенка в таком случае не может быть свободы выбора – ему не из чего и, главное, НЕЧЕМ выбирать – общего вида-то мира, взгляда на мир, у него и нет! А рабы в любой форме никогда не были носителями и продвигателями прогресса. В том числе – экономического. Ну, олигофренов с младших классов готовить к простым формам производственной деятельности – это здорово. Но ведь не все же дети – олигофрены! Да и инженерное мышление олигофрена – это что-то новенькое. Для нормально умственно развитых детей общее образование должно быть превыше всего. Тем более, в сочетании с наличием любознательских интересов, правильно и своевременно подсовываемых взрослыми. А ведь полуграмотные формирователи инженерного мышления того и гляди наштампуют нам олигофренов.
Нельзя не отметить, что с позиции вроде бы понимающего ситуацию доктора физико-математических наук физика вообще не имеет НИКАКОГО отношения к инженерному мышлению. К мышлению вообще, тем более – продуктивному, имеет. А к инженерному – нет. Наука и техника с технологией – принципиально разные сферы человеческой деятельности. Исторически физика как предмет программы пришла в школу в качестве наиболее простой и яркой модели научного продуктивного мышления. То есть она, с точки зрения коллективного бессознательного, должна просто учить думать – мальчика, девочку, инженера, научного работника, врача, домохозяйку … Правда, в сегодня преподносимом виде «физика» этого делать не в состоянии. То, что преподается в школе – и не физика вовсе. Так что «оно» ничему такому научить не может. Тем более – инженерному мышлению. И вообще – в допонятийном периоде развития личности, то есть до 5-6 класса школы, физику преподавать: а) невозможно (поскольку она, как отрасль науки, оперирует понятиями и, что то же самое, величинами); б) недопустимо, так как это будет наносить личности ребенка безусловный вред при заведомом отсутствии понимания сущности деятельности). Знакомить с явлениями природы – да, но это совсем не физика. И инженерное мышление здесь не при чем. Строить физические модели (и понятия) – нельзя, поскольку – не тот возраст.
Кто такой инженер? Это человек, получивший специальную профессиональную подготовку в области работы с созданием и эксплуатацией техники – приспособлений, механизмов, устройств и веществ, не существующих в природе и изготовляемых человеком. Для того, чтобы стать таким специалистом, необходимо понимать, с чем ты имеешь дело, что является причиной или следствием того, что происходит в интересующей тебя области техники, и как получить то, что тебе нужно. А это не что иное как требование к сформированности интеллекта, причем в научно-познавательной его форме. Формирование такого интеллекта предусмотрено в процессе обучения в школе Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. Беда только, что не выполняется этот стандарт. Нехватает понимания его реальных требований управленцами системы образования, соответствия подготовки педагогов этим требованиям, а также необходимых для выполнения стандарта педагогических технологий.
Так, может быть, не поднимать очередную (точнее – внеочередную, поскольку указания Президента исполняются вне очереди) мутную волну псевдоноваций, не соответствующих основным научным представлениям о возможностях интеллектуального развития детей? Может быть, просто имеет смысл заместить хотя бы часть агитации и пропаганды в СМИ гуманитарно направленного питья чая «Липтон» в офисах демонстрацией продуманных и в возрастном отношении оправданных материалов, связанных с инженерным творчеством и социальными бонусами за профессиональное участие в этом творчестве? Канал специальный, например, создать. Привлекательный для детей. А если еще создать условия для безопасного проведения экскурсий на предприятия, увлекающие своей романтичной необычностью? Ведь написал же Равель «Болеро» про металлургический цех! И пусть дети заинтересовываются этой самой техникой и ее созданием.
А наряду с этим, просто-напросто, без угодливого виляния новыми накладными управленческо-педагогическими хвостами, выполнять требования образовательного стандарта, направленные на формирование интеллекта. В том числе – и у будущих инженеров, вырастающих из детей, которых удалось заинтересовать техникой БЕЗ нарушения и разрушения программы общего образования, и так уже многострадальной. Инженер с интеллектом – это прекрасная основа для роста профессионала, так нужного нам сегодня. Инженер без интеллекта – это, по определению, олигофрен. Их, конечно, надо кормить и обеспечивать доступной работой, но специально плодить – увольте!
Остальные дети пусть не уходят в отвалы, а находят себя в других областях деятельности, где тоже нужен интеллект. И тогда, поддерживая и, главное, понимая друг друга, мы построим такое будущее, какое захотим. Всего-то надо научиться учить формированию интеллекта – и стандарт выполнен, и инженерное мышление сложилось, и Президент доволен, и выросшие дети счастливы.
А то – ишь, моллюски плоские!
Родители! Внимание! Падает сверху! ПОЛУНДРА!

Comments for this post were locked by the author