olegchagin

Categories:

Латеранские соглашения между Святым Престолом и Итальянским государством

Известным фактом сегодня является наличие религиозного образования в начальных и средних школах Италии периода "чёрного двадцатилетия" - фотографии с портретами Муссолини и Виктора Эммануила, меж которых висит распятие, то и дело гуляют по "правым" сообществам в качестве доказательства клерикальности итальянского фашизма
Но следует ли воспринимать в данном случае религиозное образование как клерикализм и, соответственно, как самоцель?
Стоит разобраться

Прежде всего нужно отметить - идея о внедрении религиозного образования для начальных школ изначально не являлась фашистской, поскольку её ещё в 1907 году сформулировал итальянский философ-актуалист и педагог Джованни Джентиле
На Конгрессе школьных учителей в Неаполе в ходе выступления Джентиле, будучи преподавателем истории философии, выразил мысль о целесообразности преподавания религии в начальной школе в качестве подготовки к преподаванию философии в старшей школе - в последующие годы этот тезис будет развит и систематизирован в ряде работ
Остаётся примечательным тот факт, что идеи Джентиле о роли религиозного образования изначально были лишены какой-либо поддержки: католические священники (что на протяжении всего фашистского периода критиковали актуализм) утверждали, что религию необходимо преподавать на протяжении всего обучения в школах, а "свободолюбивые" философы категорически отвергали саму необходимость преподавания религии в школе
Джентиле отвечал своим оппонентам, что итальянские дети, родившиеся в католической стране, должны понимать ту среду, в которой они растут, что невозможно без осознания основ религии; но при этом в более позднем возрасте детей нужно подводить к более глубокому пониманию моральных истин, что возможно путём обучения философии – науке о духе

Свои идеи философ реализовал в 1922-1924-м годах в ходе реформы образования: ряд связанных с религией дисциплин был введён в систему начального школьного образования среди прочих изменений (таковых было достаточно много)

11 февраля 1929 года были подписаны Латеранские соглашения между Святым Престолом и Итальянским государством, следствием которых стало введение религиозного образования и для системы среднего образования, притом программы оного составлялись в Ватикане совместно с представителями министерства образования
Данные соглашения вызвали большое неудовольствие со стороны Джованни Джентиле, справедливо опасавшегося роста влияния Церкви не только в школах, но и в университетах

Уго Спирито, ученик Джованни Джентиле, прокомментировал в своих мемуарах Латеранские соглашения следующим образом:
«К сожалению, моя безоговорочная приверженность фашизму не продлилась дольше определенного исторического периода, поскольку реформа Джентиле была сорвана Муссолини в результате Ватиканских соглашений, которые были подготовлены и заключены неожиданно и без ведома Джентиле
Это было подлинное предательство, сознательно осуществленное для достижения целей, сильно отличавшихся от традиционных целей фашизма
Муссолини хотел заключить соглашение с Церковью, но не понимал всей чудовищности последствий

Какова была природа предательства?
Это было предательство самой сути реформы
Можно было соглашаться или не соглашаться с идеей религиозного образования в школах (идея, которую Джентиле отстаивал с 1907 года), но в то время я не соглашался
В то время как ребенок всё ещё не способен осмыслить рационально достигнутый взгляд на жизнь, он не может не развить некоторого чувства религиозных ценностей
Поэтому на уровне начальной школы необходимо дать детям мифическое представление о высших идеалах
Позже, когда они пойдут в среднюю школу и будут подвергнуты более критическому мышлению, они перейдут от мифа к философии, и их ум будет открыт более высокой концепции жизни
Религиозное образование?
Да, допустимо, но только в начальной школе

Заключив соглашения с Ватиканом, Муссолини расстроил весь этот замысел
В статье 1 говорится, что «Италия признает и подтверждает принцип, провозглашенный в Статье I Статута Королевства Пьемонт от 4 марта 1848 года, согласно которому католическая Апостольская Римская церковь является единственной религией государства»

В другой статье более точно говорится о роли католической религии в образовании: «Италия считает, что основой и кульминацией государственного образования является преподавание христианской доктрины в соответствии с руководящими принципами католической традиции»

Таким образом, «преподавание религии, которое сейчас проводится в начальной государственной школе, должно быть дополнительно развито на уровне средней школы в соответствии с программами, которые будут установлены соглашением между Ватиканом и государством»

Эта статья находится под явным влиянием Муссолини и в прямой оппозиции к Джентиле

Положение, призывающее к тому, чтобы преподавание религии, «даваемое в начальной государственной школе», имело «дальнейшее развитие в средней школе», явно противоречит концепции школьной реформы Джентиле и существенно трансформирует светский характер реформы 1923 года
Муссолини, должно быть, полностью осознавал этот факт и, возможно, настаивал на этой позиции
После заключения соглашений с Ватиканом актуальный идеализм был бесспорно и бесконечно отрицаем
Коренным образом изменился основной характер взаимоотношений между актуальным идеализмом и фашизмом
Наша страна превратилась из светского государства в конфессиональное, и в истории Италии появилась новая реальность»

Данная позиция выражала не только видение ситуации с точки зрения Спирито, но и с точки зрения Джентиле и всей его «актуалисткой» школы

ИСТОЧНИКИ:
Gentile G. La riforma della scuola in Italia. - 1932.
Spirito U. Memoirs of the Twentieth Century. - 2000

Моисеев Д. С. Политическая философия итальянского фашизма. Становление и развитие доктрины. - 2016

Comments for this post were locked by the author