olegchagin

Category:

Индивидуализм

ИНДИВИДУАЛИЗМ — принцип поведения и социально-политич. идеологии, порождаемый частной сооственностью на средства производства; с точки зрения этого принципа интересы личного благополучия ставятся выше общественных интересов и всё должно быть подчинено интересам личности. Со времени раскола общества на классы глашатаи И. защищали лишь личность людей, принадлежавших к привилегированному эксплуататорскому меньшинству. Уже в древнегреческих социально-политич. и этич. учениях принцип И. отчётливо выражен у софистов и Сократа, а также в этике киренаиков и стоиков. В дальнейшем христианское учение о спасении человеческой души, уводя человека от социальной борьбы, советовало угнетённым примириться со своим положением и сосредоточить внимание на внутреннем мире личности. И. получил особенно широкое развитие в буржуазном обществе, где «различные формы общественной связи выступают по отношению к отдельной личности просто как средство для ее частных целей» (М а р к с К., К критике политической экономии, 1951, стр. 194). Выражением этой позиции обособленных индивидов в буржуазной социологии, политич. экономии и историографии 17—18 вв. являются т. н. робинзонады, согласно к-рым история общества начинается с деятельности изолированных индивидов — рыболовов, охотников и т. п. Из того же представления о начале человеческой истории исходят теории буржуазных и мелкобуржуазных философов и социологов 17—18 вв. (Т. Гоббс, Б. Спиноза, Ж. Ж. Руссо и др.) об «общественном договоре». Принцип И. насквозь пронизывает политич. идеологию буржуазного либерализма 19 в. (И. Бентам и др.) с его восхвалением «частной инициативы», «свободного предпринимательства», «свободной конкуренции», «невмешательства» государства в область экономич. отношений и т. д. К. Маркс показал, что нарисованная Бентамом картина «всеобщего счастья», якобы достигаемого через стремление каждого к личной выгоде, есть не что иное, как прикрытие капиталистич. эксплуатации (см. М а р к с K., Капитал, т. 1, 1951, стр. 182—183).

С обострением противоречий буржуазного общества буржуазный И. всё более превращается в откровенную апологию человеконенавистничества и разбоя, в цинич. оправдание эксплуатации рабочего класса и колониального грабежа. В таком виде он выступает в теориях т. н. социального дарвинизма, напр. у англ. социолога 19 в. Г. Спенсера, к-рый, стремясь дать «естественное обоснование» жестокостям британского индустриализма и колониального господства, объявил капиталистов «приспособленными» индивидуумами, а рабочих и всех трудящихся занёс в разряд «менее приспособленных», обречённых на голод, вымирание и эксплуатацию. Зоологич. И. и проповедь человеконенавистничества нашли своё выражение, далее, у философа герм. империализма Ф. Ницше, провозгласившего культ «сверхчеловека», — капиталистич. хищника, потерявшего моральный облик человека. Каста сильных хищников призвана, по Ницше, утвердить свою власть над всем человечеством. И. у Ницше смыкается с расизмом и тоталитаризмом. Герм. фашизм широко пользовался ницшеанским бредом для своих планов.

И. всегда составлял характерную черту оппортунистич. течений в рабочем движении, выражавших буржуазное влияние на пролетариат. В. И. Ленин еще в 1904 в работе «Шаг вперед, два шага назад» заклеймил позиции меньшевиков, их хвостизм в организационных вопросах как «естественный и неизбежный продукт психологии а н а р х и ч е с к о г о и н д и в и д у а л и с т а» (Л е н и н В. И., Соч., 4 изд., т. 7, стр. 360). В анархизме В. И. Ленин видел вывороченный наизнанку буржуазный индивидуализм. Защищая и творчески развивая теорию марксизма-ленинизма, И. В. Сталин подверг уничтожающей критике индивидуалистич. принцип анархизма. В работе «Анархизм или социализм?» И. В. Сталин пишет: «Краеугольный камень анархизма — л и ч н о с т ь, освобождение которой, по его мнению, является главным условием освобождения массы, коллектива. По мнению анархизма, освобождение массы невозможно до тех пор, пока не освободится личность, ввиду чего его лозунг: „Всё для личности“. Краеугольным же камнем марксизма является м а с с а, освобождение которой, по его мнению, является главным условием освобождения личности. То есть, по мнению марксизма, освобождение личности невозможно до тех пор, пока не освободится масса, ввиду чего его лозунг: „Всё для массы“» (Соч., т. 1, стр. 296). Эти положения И. В. Сталина раскрывают противоположность марксизма всей буржуазной социологии, к-рая всегда исходила из «личности».

Идеологи империалистич. буржуазии и их правосоциалистич. подголоски, ведя борьбу против лагеря демократии и социализма, пытаются демагогич. болтовнёй о «священной человеческой личности» прикрыть неотделимое от капитализма чудовищное физическое и нравственное разрушение человеческой личности и оправдать звериный И. капиталистич. джунглей. Восхваление И. лежит в основе проповеди т. н. «американского образа жизни», означающего хищничество монополий, расовое изуверство, милитаризм, фашистский разбой, невиданно дикое подавление личности трудящегося. Сочетание И. с расизмом, проповедью агрессии и тоталитаризмом характерно для многих философско-этических и социологических систем американо-английского империализма (Дж. Дьюи, Д. Барнхем, Б. Рассел и др.).

Только освобождение народов от ига империализма по примеру СССР и стран народной демократии создаст условия для подлинного развития человеческой личности. Опыт СССР показал, что в условиях социализма, где нет враждебных классов, нищеты и эксплуатации, достигается правильное сочетание личных и общественных интересов. «Непримиримого контраста между индивидуумом и коллективом, между интересами отдельной личности и интересами коллектива не имеется, не должно быть, — говорит И. В. Сталин. — Его не должно быть, так как коллективизм, социализм не отрицает, а совмещает индивидуальные интересы с интересами коллектива. Социализм не может отвлекаться от индивидуальных интересов. Дать наиболее полное удовлетворение этим личным интересам может только социалистическое общество. Более того, — социалистическое общество представляет единственно прочную гарантию охраны интересов личности» (С т а л и н И., Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 602). Социалистическое общество воспитывает людей в духе коллективизма (см.). См. также Нравственность, Этика.

Б. С. Э., II изд., т. XVIII, 1953, стр. 9—10

Comments for this post were locked by the author