Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

ГИМНАСТИКА

ГИМНАСТИКА (греч.

γυμναστική — гимнастика) система специально подобранных физич. упражнений для воздействия на организм человека или на отдельные его органы в целях укрепления здоровья. Г. способствует развитию двигательных навыков, ловкости, силы и координации движений. В Г. широко используются такие физич. упражнения, как ходьба, бег, прыжки, метания, лазание, упражнения в равновесии, поднятии и переноске тяжестей, в переползании и преодолении различных препятствий, а также различные подвижные игры. Большое количество разнообразных средств позволяет воздействовать на развитие определённых мышечных групп и связок, регулировать нагрузку в зависимости от пола, возраста и уровня физич. развития.

Широчайшее развитие получила Г. в СССР, где она служит одним из основных средств физической культуры (см.). 27 дек. 1948 ЦК ВКП(б) принял постановление о развитии массового физкультурного движения в стране на основе к-рого было обеспечено ещё большее вовлечение советской молодёжи в занятия Г. Гимнастич. упражнения типа зарядки, лазание и подтягивание входят в число обязательных во всех ступенях комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). Большой популярностью среди молодёжи и взрослых пользуются уроки Г. по радио. Миллионы советских физкультурников регулярно занимаются различными видами Г. в гимнастич. секциях коллективов физкультуры. Г. является обязательным элементом в практике тренировки советских спортсменов.

Гимнастич. упражнения, в соответствии с задачами Г., делятся на следующие группы: 1) С т р о е в ы е и п о р я д к о в ы е упражнения, представляющие собой различные формы построений, перестроений и передвижений. Они применяются для обучения правильной ходьбе, для выработки правильной осанки, навыков коллективного передвижения и коллективных действий. 2) У п р а ж н е н и я д л я р а з в и т и я п о д в и ж н о с т и и у к р е п л е н и я д в и г а т е л ь н о г о а п п а р а т а исполняются без снарядов, со снарядами и на снарядах: гимнастич. стенках и скамейке, лестницах, буме, шестах, канатах; с набивными мячами, гирями малого веса, обычными гирями и штангой, железными палками и т. п. В эту же группу входят специальные, упражнения для исправления дефектов осанки. 3) В о л ь н ы е д в и ж е н и я применяются с целью развития общей подвижности суставов и связок, координации движений, воспитания ритма и укрепления отдельных мышечных групп. 4) П р и к л а д н ы е у п р а ж н е н и я, к к-рым относятся: ходьба-бег, прыжки, метания, лазание, преодоление препятствий, упражнения в равновесии, переползании, поднимании и переноске груза. 5) У п р а ж н е н и я н а с н а р я д а х — перекладине, брусьях, коне, кольцах для воспитания силы, ловкости, высокой координаций движений. 6) А к р о б а т и ч е с к и е у п р а ж н е н и я, исполняемые индивидуально или вдвоём, втроём и т. д. 7) П р ы ж к и — опорные, совершаемые толчком ног с опорой руками о снаряд, и свободные, применяемые в Г. как основной двигательный и прикладной навык и как средство совершенствования координации движений. 8) Х у д о ж е с т в е н н а я Г. имеет целью совершенствования координации движении, ритма, пластичности и выразительности движений. Упражнения художественной Г. органически связаны с музыкой и имеют танцевальный характер, включая основные формы народных танцев.

Различают 3 группы Г.: основная Г., сюда входит и гигиеническая; Г. спортивная, к ней относится также акробатика; художественная Г. Вспомогательные виды Г.: лечебная, спортивно-вспомогательная и Г. на производстве.

О с н о в н а я Г. в СССР, как и все другие виды, имеет целью общее физич. усовершенствование человека для подготовки к социалистическому труду, защите Родины и для успешной спортивной деятельности. Этот вид Г. является исходным. Содержание и методика его определяются возрастом, полом, степенью подготовленности, характером трудовой деятельности. К средствам основной Г. относятся: строевые и порядковые упражнения, вольные движения, прикладные упражнения несложные упражнения на гимнастических снарядах, подвижные игры.

Г и г и е н и ч е с к а я Г. включает простейшие упражнения типа вольных, ходьбу, умеренный бег и несложные прыжки. Для усиления действия и закаливания организма эти упражнения сопровождаюся водно-воздушными процедурами (душ, ванна, обливание, обтирание и т. п.) и самомассажем. В практике сложились 2 основные формы организации занятий гигиенич. Г.: индивидуальная, получившая в СССР массовое распространение в виде утренних уроков Г. по радио, т. н. зарядковая Г., и групповая Г. (в школе, в высших учебных заведениях, санаториях и домах отдыха), к-рая также может принимать характер «зарядковой Г.», если она проводится утром до начала работы или учебных занятий.

С п о р т и в н а я Г. характеризуется специальными гимнастич. упражнениями, к-рые доводят общую двигательную координацию до степени высокого совершенства, а технику исполнения этих упражнении до уровня мастерства.

Средства спортивной Г. делятся на основные и вспомогательные. К основным относятся: вольные движения, упражнения на снарядах — перекладине, брусьях, кольцах, и коне с ручками (для женщин вместо коня применяются упражнения в равновесии на бревне) и прыжки (преимущественно т. н. опорные). К вспомогательным средствам спортивной Г. относятся упражнения, имеющие вспомогательное значение для успешного роста спортивного мастерства, напр. специальные упражнения на гибкость, равновесие и т. д., а также акробатич. упражнения, входящие в качестве отдельных элементов в вольные движения. Всестороннему физич. развитию в спортивной Г. способствуют прогулки, кроссы, ходьба на лыжах, гребля, фигурное катание на коньках, прыжки в воду. Спортивная Г. — наиболее популярный вид спорта в СССР. По количеству участников она занимает 3-е место среди других видов спорта, культивируемых в Советском Союзе, находя всё большее распространение в самых отдалённых уголках, в к-рых до Великой Октябрьской социалистической революции не имели представления ни о спорте, ни о Г.

За годы Советской власти в стране построено св. 800 крупных стадионов, несколько тысяч гимнастич. залов, десятки тысяч летних гимнастич. площадок. В 13 институтах и 37 техникумах физич. культуры подготовляются кадры квалифицированных преподавателей и тренеров, способствующих дальнейшему широкому развитию всех форм Г. и в особенности спортивной.

Советские гимнасты добились высокого мастерства в этом сложном по технике виде спорта и ныне по праву считаются сильнейшими в мире. В ответственных международных встречах с сильнейшими гимнастами мира они неизменно одерживали победы: на 10-х международных студенческих спортивных играх в Будапеште (1949), во встречах с гимнастами Чехо-Словакии (1949), Венгрии (1950), Румынии (1950),

во всегерманском слёте молодёжи в Берлине (1950), в 4-м розыгрыше первенства Европы в Брюсселе (1950) и др. (см. Рекорды спортивные).

Спортивная Г. в СССР развивалась независимо от западноевропейской Г. Трудами советских учёных, педагогов и тренеров разработана оригинальная советская школа спортивной Г., использующая в своей работе достижения отечественной физиологии, педагогики, психологии и основанная на всестороннем физич. развитии спортсменов, на спортивной тренировке в течение круглого года.

Высокого спортивного мастерства добились гимнасты союзных республик; из их среды выросли выдающиеся спортсмены, успешно защищающие спортивную честь своей великой социалистической Родины в международных соревнованиях.

А к р о б а т и к а отличается своеобразными средствами. В СССР она находит значительное применение в цирковом профессиональном искусстве (см. Гимнаст). Она развивается и как спортивная разновидность Г. в физкультурных организациях. Спортивная акробатика имеет свои правила и программы соревнований, к-рые проводятся повсеместно и заканчиваются, как и в других видах спорта, розыгрышем первенства Советского Союза.

Х у д о ж е с т в е н н а я Г. направлена на овладение высоким искусством движения. Основными средствами её являются упражнения без снарядов, но с помощью различных предметов (большие и малые обручи, булавы, шарфы и т. п.). Её главное отличие от спортивной Г. и от акробатики заключается в особой пластичности и в сочетании движения с музыкой для воспитания ритма и достижения большой выразительности движения. Все упражнения художественной Г. имеют танцевальный характер, отличаются целостностью и динамичностью.

С п о р т и в н о - в с п о м о г а т е л ь н а я Г. имеет целью общее физич. развитие и одновременно совершенствование отдельных качеств, обеспечивающих высокие достижения в определённом виде спорта. Содержание её зависит от особенностей вида спорта или отдельных спортивных упражнений (Г. боксера, футболиста и др.).

Л е ч е б н а я Г. направлена на восстановление трудоспособности, нарушенной вследствие болезни, несчастного случая, ранения. Особенно велика её роль, как показал опыт Великой Отечественной войны, при восстановлении утраченных в результате ранений двигательных функций (см. Лечебная физкультура).

Г. н а п р о и з в о д с т в е имеет специфические формы, связанные с режимом работы, а сами упражнения исполняются у рабочего места в процессе производства. Как указывал И. М. Сеченов (см.), воздействуя на соответствующие мышечные группы, можно улучшить тонус других утомлённых работой мышц и этим способствовать восстановлению их работоспособности, что и даёт, в конечном счёте, повышение производительности труда. Сочетая эти упражнения между собой, а также с упражнениями, повышающими обмен веществ, достигают и общего положительного гигиенич. эффекта. Различают следующие формы занятий Г. на производстве: Г. перед работой, имеющая ту же задачу, что и утренняя Г., физкультурная пауза и физкультминутки, проводимые в специально организованные перерывы рабочего дня. В условиях социалистического производства в Советском Союзе Г. на производстве служит одним из средств укрепления здоровья рабочих и повышения производительности труда.

Лит.: Вопросы гимнастики. Сборник материалов Всесоюзной конференции по гимнастике, М., 1949; Гимнастика. Методическое пособие для студентов отд. заоч. обучения ин-тов физ. культуры, М.—Л., 1949; Мо ш к о в В. Н., Общие основы лечебной физической культуры, М., 1948; Очерки по истории физической культуры, вып. 1—5, М., 1938—50.

Б. С. Э., II изд., т. XI, 1952, стр. 386–387

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author