Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

«РУКОВОДИТЕЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ

СОДЕРЖАНИЕ

РУКОВОДИТЕЛИ.

ЗНАНИЕ.

ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗНАНИЙ.

ВЕЩЕСТВО.

ЗЕМЛЯ.

/Отрывок. Написан в сентябре 1929 г./.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сил осталось мало. Я всё более и более начинаю работы, но не кончаю их. Всё же отрывки эти не бесполезны, так как указывают и уясняют общий дух моих работ. Я повторяюсь, но и это не бесплодно, ибо я освещаю одно и то же с разных точек зрения и потому помогаю усвоению предмета.

Много написано, но уже устарело и не удовлетворяет меня. В таких случаях я буду извлекать из своих рукописей то, что поценнее.

КАК ВЫДЕЛИТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Люди не равны по своим свойствам. Школы не умеют пока делать из средних людей Ньютонов, Платонов, Марксов, Лапласов, Гельмгольцов, Ломоносовых, Уаттов, Райтов и т.д. Они неизвестным образом самозарождаются в народе. Двигатели прогресса есть результат природных дарований и влияния среды. Они не оставили нам таких своих автобиографий, по которым мы научились бы из средних людей делать необыкновенных.

Эти люди должны быть руководителями человечества. Выгода последнего требует этого.

Сейчас человечество не видит этих людей, не ценит, смешивает с мелюзгой, преследует, тормозит их деятельность, лишает свободы и даже убивает. И это было во все времена: в иные сильнее, в иные слабее. В общем же теперь преследование высших ослабилось.

Нужен особый общественный строй, чтобы выделить из человечества этих драгоценных его руководителей.

При настоящем строе это невозможно.

Высшие люди выходят не из школ, не по аттестации профессоров, не по рекомендации авторитетов, а совершенно неожиданно, откуда их, как будто, никак нельзя ожидать.

И сейчас великие идеи новых людей беспощадно отрицаются, сами они терпят нищету, так как влечение их к размышлению, к своим гениальным планам отнимает их силы, необходимые для добывания достатка.

Почему это так? Да потому, что человек-гений для средних людей непонятен. Его смешивают с преступником, так как он стремится к изменению жизни. Это же изменение кажется большинству несчастием, горем для них или близких.

Имеющиеся в наличности признанные гениальные люди могут видеть даровитых людей, которые, однако, не выше их. Но их сил никогда не может хватить, чтобы разобрать всё человечество и отобрать самое достойное. Людей чересчур много, жизнь коротка, а выборщиков не много.

Основа выбора даровитейших людей состоит в том, чтобы привлечь к этому делу всё человечество, каждого желающего. Сначала маленькие общества, вроде деревень, выбирают из своей среды выдающихся, по их мнению, сельчан. Эти выбранные делятся также на маленькие коммуны, и после основательного взаимного знакомства и общей жизни, также выделяют из себя наилучших. Последние, разделясь на маленькие городки, делают то же, т.е. тоже выбирают лучших. Так идёт дело, пока число выбранных не будет очень мало. Оно составит высший совет, руководимый избранным им человеком.

Этот способ без сомнения не представляет идеального совершенства. В первом же избрании множество очень высших людей не будет оценено и не попадёт во вторые общества. Также и вторые общества прозевают много высших и т.д.

Но ведь деспотизм невозможен. Человечество только тогда успокоится, когда каждый будет выбирать своих правителей. Отбор не будет совершенен, но всё же он даст сравнительно ВЫСШУЮ среду — отборное общество.

Как я буду выбирать дурного, глупого и бессильного человека, если я знаю, что он будет моим непосредственным руководителем и помощником! Я могу в частности ошибиться, но в общем первый же отбор даст людей получше. Плохие проявляют себя дурными или неразумными поступками и их забраковывают. Ведь они, так сказать, сидят на шее у избравших, чего же их терпеть, если они не оправдывают возлагавшихся на них надежд!

Третьи выборные будут ещё немного лучше, потому что выбирались отборными людьми, и т.д. Эти выборщики рассуждают, как первые: им тоже не выгодно выбирать бесполезных для них людей. Ведь они, в качестве руководителей, сядут им на шею.

Жаль только, что число последовательных выборов, при малочисленном населении Земли, не может быть более 5-8.

Не будут ли при этой системе забракованы Лавуазье, Стефенсоны, Гаусы и т.д.? Очень может быть. Во всяком случае, их легче выбраться при этом строе, чем при современном. Короли и герцоги иногда лучшие ценители дарований, но народ-то им в массе недоступен.

Ум необыкновенных людей хоть неправильно, хоть в пятачок, но будет оценён даже первыми обществами. Во вторых обществах его оценят выше и продвинут в третье общество и т.д. Каждый получит заслуженное, хотя и не вполне безукоризненно и точно.

Забракованное дарование рано или поздно проявит себя и будет продвинуто первым обществом, хотя и неуверенно, во второе, второе продвинет его в третье. И так лицо пойдёт всё выше и выше, пока не получит правильной оценки.

Не надо забывать, что одного ума и знаний недостаточно. Лаплас одновременно может быть и скаредом. Гений может быть односторонен. В одном высок, в другом — низок. Хорошие его качества будут использованы, а низшие обезврежены. Человек с невысокими общественными инстинктами не взберётся высоко в отношении власти и может играть только служебную роль или специальную: один в математике, другой в технике, третий в медицине и т.д. Всё же выборы полезны, необходимы и неизбежны.

Выборы будут разного сорта. Главный выбор относится к выбору правителей. Другие выборы относятся к разным качествам: науке, учительству, изобретательству и т.д. Эти выборные могут быть только помощниками правителей.

Общества не могут иметь много членов. Все они малочисленны, потому что в противном случае невозможно взаимное изучение и верный отбор. Вот почему необходимы многократные последовательные выборы.

Потом, выборные обязательно поочерёдно служат избравшим. Если этого нет, то они не в силах будут проверять свою оценку. Притом необходимы и руководители общества. Другая половина времени выборных свободна от управления и пойдёт на их взаимное изучение, чтобы можно выбрать состав членов следующего высшего общества. Только первое, низшее общество может само исключать своих членов. Другие, ни исключать, ни принимать САМИ в свою же среду не могут. Иначе — общества будут иметь состав, независимый от избирающих.

ЗНАНИЕ

Выборы и поступки наши будут тем лучше, чем больше знаний мы будем иметь. Знания о природе, Земле и небесах накоплялись тысячелетиями и составляют то, что называется наукой.

Избранные люди, в связи с наукой, оплодотворяют человечество.

Одна учёность без дарований бессильна. И одно природное дарование при незнании наук бесплодно. Как бы гениален человек не был, но предоставленный самому себе, он не откроет даже десятичного счисления.

Знания развивались постепенно. Чем нужнее они были, тем раньше появились.

Разные слои общества довольствуются разными степенями знания.

Исторический обзор эволюции знаний указывает на их близость к жизни и на степень развития человечества. Вот примерная хронологическая последовательность знаний.

Сохранение силы, здоровья, целости тела. Борьба с самоистреблением, с войнами. Пища, т.е. знание полезных растений и животных. Одежда. Устройство жилища. Сохранение и получение тепла. Искусственное садоводство и, вообще, земледелие, скотоводство. Орудия работы. Использование материалов и сил природы.

Всё это из примитивного состояния переходило понемногу в высшее, пока не достигло теперешней степени развития.

Но на этом, конечно, дело не остановится и пойдёт далее.

Эти стремления родили ремесла, промыслы, технологию. Отсюда же пошли отвлечённые науки: геометрия, механика, физика и биология. Вообще — науки о неорганизованном или организованном обществе.

Рассматривание Земли и всей вселенной дало описательные науки: географию, геологию, астрономию, ботанику, зоологию, антропологию и социологию. Они бы не достигли своей цели, если бы не получили помощи со стороны отвлечённых наук о веществе.

ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗНАНИЙ

Описанные выборы будут способствовать распространению и развитию знаний и, следовательно, благосостоянию всего человечества. Поэтому на первом плане должно быть устройство общества и соблюдение главных общественных законов. Остальное хорошее должно появиться после этого.

Основные законы выборов следующие.

А. Все члены каждого маленького общества должны выбрать несколько полезных для них руководителей.

Б. Они могут их смещать в рядовые и выбирать других. Но должен быть определённый срок для полномочий выборного.

В. Избранный может отказаться от избрания.

Г. Половина избранных остаётся в самом обществе для его нужд, а другая идёт на составление маленьких обществ второго разряда.

Д. Половины эти чередуются в управлении и в составлении обществ второго разряда.

Ж. Общества 2-го разряда должны выбирать сами своих руководителей или членов общества третьего разряда.

З. Исключать или принимать членов своего общества сами они не могут.

Е. Все общества высших порядков, начиная со второго, соблюдают законы от А до 3...

Сущность всех человеческих поступков и законов в том, чтобы на земле не было никаких страданий, все же вредные существа прощаются, но отстраняются милосердно от делания зла. Они лишаются и потомства, по возможности, без страданий.

Один страх наказаний, охватывающий человечество, есть уже большое зло и потому его не должно быть. Милосердное устранение (изоляция) вредных людей и других существ, и лишение их возможности делать зло и производить потомство есть только добро.

ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВА

Изучение свойств вещества должно бы стоять на первом плане, потому что от них зависит вся вселенная и, конечно, все живое, как часть вселенной. Свойства вещества составляют основную науку. Её принято делить на следующие части. О пространстве (геометрия), о силах или движении (механика), физика, химия и биология (о жизни). Впрочем, все эти науки сводятся к одной: механике.

Описание и исследование вселенной: Земли, Солнца, звёзд и их групп, всего, что на них и в них находится — производится с помощью наук о веществе, так как планеты, солнца, пространства между ними, всё живое и мёртвое — всё это составлено из вещества.

Мы можем тут дать только выводы науки о веществе.

Все тела вселенной, по-видимому, чрезвычайно, даже бесконечно разнообразны.

Напр., разные камни, металлы, жидкости, газы, солнца, планеты, запахи, краски, масла, растения, животные, человек, неизвестные организмы иных планет и т.д. Но все они составлены из 92 известных и нескольких ещё неизвестных веществ. Таковы, напр., золото, алюминий, медь, кислород, азот, углерод, хлор, бром и т.д.

Их соединения и дают бесчисленное множество живых и мёртвых, земных и небесных тел.

Каждое простое тело состоит из одинаковых частиц, называемых молекулами. У разных простых тел молекулы имеют разную массу.

Молекулы не касаются друг друга и находятся в постоянно очень быстром колебательном движении. По своей малости они не видимы в самый сильный микроскоп, но проявляют своё существование несомненным образом.

Молекулы простых тел состоят из одного или нескольких одинаковых атомов, тоже не касающихся друг друга, вследствие своего движения.

Атомы разных тел также отличаются по массе. Наиболее массивный атом в 238 раз тяжелее самого лёгкого (водорода).

Атомы состоят из протонов и электронов. Всё это тоже движется и не касается друг друга. Разные атомы отличаются друг от друга только числом этих элементов. В каждом атоме число протонов равно числу электронов. В легчайшем атоме их одна пара, в другом — 4, в последнем — 238 пар.

Итак, если не считать эфир, существование которого некоторые ученые совсем не признают, то весь мир состоит только из протонов и электронов.

Возьмём, напр., какое-либо солнце (звезда). Оно состоит из 92 или более простых тел, т.е. из одних протонов и электронов.

Возьмём Землю или другую остывшую планету. Она состоит из простых тел и из их соединений. Соединения эти нам дают атмосферу, воды, растения, животных и человека. Но всё составлено лишь из электронов и протонов. Камень, солнце, звезда, вода, воздух, блоха, человек и высшие существа составлены из одного и того же.

Но двойственность (дуализм) нам не нравится. 200 лет тому назад думали, что разных веществ бесчисленное множество. Потом это различие свели к числу 92, а теперь уже к двум.

Мы верим ещё в эфир, частицы которого по массе, в 16 миллионов раз менее электрона и в 32 миллиарда раз менее протона. Значит, дело не кончается протонами и электронами. Сами они должны быть составлены из более мелких частиц, может быть, эфира.

БЕСКОНЕЧНАЯ СЛОЖНОСТЬ МАТЕРИИ

Время, прошедшее и будущее, беспредельно. Иным его представить себе нельзя. Развитие или образование частиц материи продолжалось бесконечное время. Поэтому известные нам частицы должны иметь бесконечную сложность. Иными словами — делимость материи беспредельна. Поэтому существуют не одни только протоны и электроны, но и бесчисленное множество других элементов, одним из которых представляется эфир. Но и последний сложен.

Сущность материи ОДНА. Она состоит из бесконечно малых и одинаковых во всех отношениях частиц. Их комбинации дали бесчисленное множество видов материи или её сложных частиц, из которых людям известны только протоны, электроны и эфир.

Но сколько же неизвестно! Между протоном и электроном глубокая яма, так как масса протона почти в 2 тысячи раз больше массы электрона. А масса последнего в 16 миллионов раз больше массы атома эфира: между ними уже целая пропасть. Природа скачков не делает, и пропастей не должно быть. Если они есть, то только вследствие неполноты наших знаний. Непрерывную цепь постепенно усложняющих частиц откроет нам будущее.

В одно мы верим и принимаем, что сущность материи едина и однообразна и что известные виды частиц материи имеют бесконечную сложность.

ОБЗОР

Что же мы узнали о вселенной на основании известных свойств материи?

Вселенная состоит из времени, пространства и материи. Все эти три элемента не имеют ни начала, ни конца: они бесконечны.

Все несознательные и сознательные существа состоят из той же сущности, из которой составлена вся вселенная. Они — часть вселенной и имеют такие же свойства, как и вселенная. Напр., вселенная бессмертна. Поэтому и части её (существа, частицы, атомы и другие примитивные граждане вселенной) бессмертны. Части её (напр., животные) чувствуют горе и радость — и вся она также чувствует.

Другие свойства вселенной или космоса узнаем, рассмотрев Землю и небо.

ЗЕМЛЯ

Обратимся к Земле. Из мёртвой материи возникли сложные вещества, из них — бактерии, которые дали начало растениям и животным. Как те, так и другие, постепенно усложняясь, произвели известные нам растения и известных нам животных (флору и фауну).

То и другое непрерывно меняет свою форму и разрушается, но вновь возникает в прежней и даже высшей силе и форме.

Что же это такое, в чем суть? Суть в игре одного и того же элемента материи. Начальные эти частицы, соединяясь так или иначе, создают все, что мы видим на Земле. Из её материи идёт непрерывный поток жизни, уходит в неё же и возвращается оттуда бесконечное число раз, чтобы опять уйти туда же.

Но жизнь совершенствуется. Она непрерывно усложнялась и продолжает усложняться и улучшаться и теперь. Века, тысячелетия и миллионы лет принесут жизнь такую совершенную, которую даже трудно себе представить.

Сущность результатов в том, что прекратятся всякие страдания материи, т.е. страдания людей и животных.

Жизнь достигнет высшего знания и будет быстро распространяться от Земли по всей солнечной системе и далее, ликвидируя всё несовершенное, т.е. уничтожая все поводы к горю и мучениям материи.

Архив РАН, фонд 555, опись 1, ед. хр. 466

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author