В 1661 году пашенные драгуны и солдаты Андомского погоста из полков «нового строя»,
созданных для несения пограничной службы на русско-шведском рубеже, обратились к царю Алексею Михайловичу с челобитной
Они жаловались на живущих ниже погоста драгун, солдат и «солдатских отцов» Великодворской и Опаринской сторон реки Андомы, которые мешали проходу рыбы вверх по течению своими снастями: «а те, государь, нижные ловцы в Андоме реки рыбною ловлею заперают на низу всякими ловишками нас верхных ловцов»
Челобитная была рассмотрена в пользу обращавшихся и на обороте было указано: «велеть сыскать большим повальным обыском, будет наперед ловити исстари низовые ловли с верховыми жителями на опчо, и ныне по сыску учинить также»
Интерес представляет «рыбное» отчество челобитчика, указанного первым – Вашкалов Оно свидетельствует о его белозерских корнях, поскольку "вашкал" именно в Белозерье обозначает рыбу уклейку
В русских обонежских, в том числе в андомских, говорах уклея известна под названием "салага"
Слово это восходит к вепсскому salag, имеющему то же значение
Что интересно, согласно русскому этимологическому словарю академика А.Е. Аникина, белозерское слово "вашкол" имеет волжско-финское (предположительно, мерянское) происхождение
Здесь ваш- сопоставляется с марийским ош «белый», а -кол – с мерянским *kol «рыба»
Фамилия была известна и позднее – в начале XIX века андомский житель Прокопий Иванович Вашкалов писал иконы в приходской Троицкой церкви
Память о фамилии сохраняется и в названии андомского урочища Вашколовщина
Челобитная опубликована в сборнике «Карельская деревня в XVII веке» (1941) на с. 124–125
Фото: Русские кавалеристы второй половины XVII века. Драгун (на переднем плане) и рейтар.