Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Домыслы об ограниченности Вселенной в пространстве, ее начале (или конце) во времени

В противоположность всему идеализму, материализм исходит из объективности пространства и времени, их независимого от сознания существования.

Однако в рамках материализма могут существовать весьма различнее взгляды по другим важнейшим философским аспектам понимания пространства и времени, в которых с особой силой проявляется противоположность диалектического и метафизического воззрения на мир.

Из ошибок метафизического порядка, которые имели весьма широкое распространение в домарксовской, в том числе материалистической, философии, а также среди естествоиспытателей и которые не преодолены полностью в наши дни, следует прежде всего остановиться на двух следующих.

Это, во-первых, идея конечности мира в пространстве и во времени, которая вдохновлялась религией и по существу, безраздельно господствовала на протяжении многих тысячелетий. Однако и после того, как Джордано Бруно и другие великие мыслители нового времени выступили против нее, провозгласив пространственную бесконечность Вселенной, и вечность ее существования, сторонники ограниченности мира в пространстве и начала его во времени не сложили оружия, Например, Дюринг утверждал в 70-е годы XIX в., что время имело начало, а до этого существование мира было неким загадочным «безвременно протекшим бытием». В наши дни представители «физического» идеализма пропагандируют, по существу, такие же взгляды.

Доказательства конечности мира в пространстве и времени весьма: различны. Оставляя пока что в стороне спекуляции идеалистов на трудностях физики XX в., приведем «доказательство», заимствованное Дюрингом у Канта. Кант доказывал одновременно и бесконечность мира, и его конечность, чтобы этой антиномией убедить читателя в невозможности разрешения данной проблемы для человеческого разума. Дюринг заимствовал только ту часть рассуждений Канта, в которой «доказывалась» конечность мира. Разоблачая Дюринга, Энгельс вскрыл логическую несостоятельность его построений: Дюринг с самого начала молчаливо предполагает в качестве посылки то, что желает доказать, а именно, что время имело начало. Развитие мира во времени он сравнивает с числовым рядом, который начинается с единицы (или, что то же, с прямой, идущей из определенной точки). Не удивительно, что при таком исходном предположении легко удается «доказать», что мир имеет начало во времени. Но положенное в основу Кантом, а вслед за ним Дюрингом сравнение хода времени с указанным рядом (или прямой, идущей из точки) неверно. Если сравнивать развитие мира во времени с прямой, то надо его сравнивать не с прямой, идущей из данной точки, а с бесконечной в обе стороны от этой точки прямой; если сравнивать с числовым рядом, то с рядом, идущим в бесконечность не только положительную (+∞), но и отрицательную (–∞).

Наиболее выдающиеся представители домарксовского материализма настаивали на бесконечности мира в пространстве и вечности его во времени, ведя последовательную борьбу против религиозно-идеалистических воззрений о конечности мира. Диалектический материализм полностью наследует это достижение домарксовской философии, разоблачая «новейшие» домыслы об ограниченности Вселенной в пространстве, ее начале (или конце) во времени.

Вторая ошибка метафизического характера, допускавшаяся Демокритом, а вслед за ним Ньютоном, состоит в допущении незаполненного материей, внешнего по отношению к ней пространства, в котором атомы (и обычные тела) взаимодействуют через пустоту. Именно благодаря, представлению о наличии пустоты у Ньютона возникло представление об абсолютном пространстве, т. е. о какой-то преимуществеиной системе отсчета, которая связана с этим абсолютным пространством. Аналогичным образом Ньютон допускал представление о «чистом» времени, не заполненном изменениями материальных тел. Оба эти воззрения тесно связаны между собой и являются следствием метафизического отрыва пространства и времени как форм существования материи от самой материи.

Подобного рода ошибка также была присуща далеко не всем представителям домарксовской философии. Виднейшие материалисты последних столетий — французские философы XVIII в., Фейербах, русские революционные демократы — отвергали представление о пустом пространстве и времени. И тем не менее это воззрение, поддержанное идеалистической школой «динамизма» и авторитетом, Ньютона, оказало немалое влияние на развитие науки. Даже в XIX в. среди физиков шла еще упорная борьба между сторонниками «теории дальнодействия», признававшей взаимодействие гравитационных, электрических и магнитных сил через пустоту, и сторонниками «теории близкодействия», отрицавшей пустоту и заполнявшей все пространство особой материальной средой — эфиром. Только в самом конце XIX в., после того как опытами Герца была доказана истинность теории Максвелла, представления о «пустом» пространстве и «действии на расстоянии» были практически вытеснены из естествознания; существование эфира было признано всеми. Однако гипотеза эфира, сыграв безусловно положительную роль в борьбе с «теорией дальнодействия», вместе с тем способствовала сохранению представлении о наличии преимущественной системы отсчета (связанной якобы с неподвижным эфиром) и тем самым о некоем абсолютном пространстве. Только в XX в., с созданием теории относительности, представлениям о неподвижном эфире и абсолютной системе отсчета пришел конец и в физике победила диалектическая идея о неразрывной связи пространства и времени с материей.

М. Н. Руткевич «Диалектический материализм», М., Соцэкгиз, 1959, с. 74–76

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author