Jan Kronsztadski
Пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи,
и Азъ упокою вы (Матѳ.
11, 28).
Нынѣ мы торжествуемъ память всѣхъ святыхъ, подвизавшихся на землѣ добрымъ подвигомъ вѣры и добродѣтели и преселившихся на небеса — для вѣчнаго упокоенія и радости. Каждогодное возвращеніе къ намъ настоящаго праздника памяти всѣхъ святыхъ есть, братія, не иное что, какъ много разъ повторяемое воззваніе святыхъ преставльшихся къ намъ, живущимъ на землѣ и подвизающимся со врагами спасенія ради будущаго нетлѣннаго царствія, воззваніе — идти по ихъ слѣдамъ. Они говорятъ намъ: стремитесь нелѣностно къ будущему царствію и вы, меньшіе братія наши, какъ стремились мы; да не останавливаютъ васъ никакія препятствія на пути ко спасенію, какъ ничто не остановило насъ; будьте мужественны, тверды въ борьбѣ съ своего лѣнивою и грѣшного плотію, съ приманками обманчиваго, скоропреходящаго свѣта, съ кознями невидимаго врага діавола, помните постоянно, что царство небесное усиліями пріобрѣтается и только усильные искатели наслѣдуютъ его (Матѳ. 11, 12), что многими скорбми подобаетъ вамъ внити въ него (ср. Дѣян. 14, 22). Вотъ мы много боролись, много терпѣли и за то нынѣ покоимся покоемъ вѣчнымъ и нерушимымъ. Много борьбы перенесете и вы: настанетъ и для васъ вѣчный покой. Живя на землѣ, мы услышали слова Спасителя и Упокоителя нашего: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы, и съ вѣрою и упованіемъ поспѣшили на зовъ Его, пришли къ Нему, все претерпѣли для Него и теперь получили отъ Него обѣщанный покой; послѣдуйте также и вы: упокоитъ Онъ и васъ на лонѣ Своей вѣчной любви.
Но что же? Тогда какъ Самъ Владыка и всѣ святые единогласно зовутъ насъ на вѣчный покой: мы едва или совсѣмъ не обращаемъ вниманія на ихъ единодушное приглашеніе и всею силою привязываемся къ землѣ; — привязываемся любостяжаніемъ, плотскими удовольствіями, исканіемъ временныхъ почестей. Какъ мало людей, которые имѣли бы всегда въ мысляхъ будущую жизнь и всею крѣпостію души стремились къ ней! Исконный врагъ опуталъ христіанъ своею сѣтью по причинѣ пристрастія ихъ къ благамъ земли и крайней невнимательности къ пользамъ души своей, — связавъ умы, воображеніе и сердца ихъ, чтобы они уже и не думали и не воображали и не желали будущихъ благъ, ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша (такъ они превосходнѣе всего подлежащаго чувствамъ), яже уготова Богъ любящимъ Его (1 Кор. 2, 9). Такъ онъ закрылъ отъ нихъ небо и обратилъ ихъ совершенно къ землѣ: на землѣ они ищутъ всевозможнаго наслажденія и блаженства и всѣхъ благъ, а не на небѣ, для котораго они созданы и искуплены пречистою кровію Іисуса Христа. Но нѣтъ на землѣ покоя сердцу: отъ земныхъ удовольствій послѣ кратковременнаго плотскаго наслажденія сердце бываетъ пусто, уныло, томно, — и это отъ того, что оно создано для жизни въ Богѣ и для наслажденія чистыми, духовными радостями царства небеснаго, а не для земли и наслажденія земными, гибнущими благами. Во Мнѣ миръ имѣйте (ср. Іоан. 16, 33), говоритъ Господь, т. е. кромѣ Господа нѣтъ истиннаго мира сердцу нигдѣ на землѣ. Не забудемъ, братія, чаще припоминать конецъ святаго исповѣданія (сѵмвола) нашей вѣры: «чаю воскресенія мертвыхъ: и жизни будущаго вѣка» и возгрѣвать въ сердцахъ своихъ вѣру въ то, что общее воскресеніе мертвыхъ непремѣнно будетъ и воздаяніе каждому по дѣламъ послѣдетъ неотложно. Се гряду скоро, говоритъ Господь, и мзда Моя со Мною воздати, коемуждо по дѣломъ его. Блажени творящіи заповѣди Его, да будетъ область имъ на древо животное, и враты внидутъ во градъ, т. е. въ небесный градъ Іерусалимъ (Апок. 22, 12. 14).
Братія! иже восхощетъ другъ быти міру, врагъ Божій бываетъ (Іак. 4, 4), говоритъ апостолъ Іаковъ. Потому не любите міра, ни, яже въ мірѣ: яко все, еже въ мірѣ, похоть плотская, и похоть очесъ, и гордость житейская. И міръ преходитъ, и похоть его: а творяй волю Божію, пребываетъ во вѣки (1 Іоан. 2, 15-17).
Прилѣпляйтесь сердцемъ не къ видимому, но къ невидимому: видимая бо, временна: невидимая же вѣчна (2 Кор. 4, 18). Аминь.
Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й, СПб. 1894. С 273-275.