Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

ОСНОВОПОЛОЖНИК РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ

С.

КОРОЛЕВ

Член-корреспондент

Академии наук СССР

Сегодня исполняется сто лет со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского. Выдающийся исследователь, экспериментатор и изобретатель, он неустанным трудом поднялся до необычайных высот науки и научного предвидения, утвердил приоритет нашей Родины во многих областях воздухоплавания, авиации и особенно ракетной техники, имеющей сейчас столь актуальное значение. Идеи и труды в области ракетной техники — самое замечательное в его творчестве. Здесь он не имеет предшественников, намного опережает ученых всех стран и современную ему эпоху.

Еще у семнадцатилетнего Циолковского вырисовывается общее направление его будущих стремлений, зарождаются смутные идеи о возможности вылета человека за пределы земного тяготения.

Первые замыслы оказались несостоятельными. Окончились неудачно и первые попытки изобретать. Прошли десятилетия упорного труда, мучительных раздумий в полном одиночестве, без поддержки и сочувствия, а зачастую при явном неодобрении влиятельных кругов царской России. Но это не охладило его энергии, не сломило воли. Он смело прокладывал новые пути в науке.

В самом начале самостоятельной научной деятельности им была осознана и еще в 1883 году в работе «Свободное пространство» сформулирована принципиальная целесообразность использования реакции истекающей струи для перемещения в пространстве летательного аппарата. В 1896 году он окончательно приходит к выводу о том, что единственным техническим средством дли вылета в надатмосферное пространство является ракета.

В 1903 году К.Э. Циолковский опубликовал «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Эта классическая работа по праву считается первым в мире научным трудом, посвященным вопросам теории движения и целому ряду важнейших принципиальных технических предложений в области ракетной техники.

При разработке теории, при исследовании законов движения ракет он придерживался в своих работах строгой последовательности. Вначале он решал простейшую задачу в предположении, что при полете ракеты отсутствуют сила тяжести и сопротивление воздуха. Эта задача называется первой задачей Циолковского. Им было высказано предположение о постоянстве относительной скорости отброса частиц для определенных веществ отброса. Это предположение называется гипотезой Циолковского. Им же написано основное уравнение движения ракеты в среде без воздействия внешних сил, известное под названием формулы Циолковского. В этом уравнения отношение веса топлива к конечному весу ракеты называется числом Циолковского. Циолковским был написан также ряд теорем, носящих его имя.

Следует добавить, что при создании теории ракет им самостоятельно и независимо от других ученых был разработан ряд прикладных задач нового раздела классической механики — механики тел переменной массы.

Рассмотрев движение ракеты в среде без воздействия внешних сил, К. Э. Циолковский тщательно исследовал влияние сил тяжести и сил сопротивления среды на полет ракеты. Необходимо отметить, что Константин Эдуардович с юных лет считал силу земного притяжения как бы цепью, приковывающей человечество к поверхности нашей планеты. Область действйя сил тяготения он называл панцирем тяготения.

Значительное место в его исследованиях занимал и вопрос о влиянии сил сопротивления воздуха движению ракеты. Он называл область воздействия сил сопротивления воздуха панцирем атмосферы.

В своих теоретических работах Циолковский пришел к ряду капитальных выводов, которые и по сей день широко используются в ракетной технике. Его исследования показали, например, что скорость, а следовательно, и дальность полета ракеты возрастают с увеличением относительного запаса топлива на борту ракеты и скорости отброса.

Из формулы Циолковского следуют весьма важные практические выводы, связанные с осуществлением возможно более высоких скоростей движения ракеты, а следовательно, наибольших дальностей и высот полета.

Циолковским исследовались энергетика ракеты и различное топливо для ракетных двигателей, а также их устройство. Он остановил свой выбор на жидком топливе. Им были предложены специальная взрывная труба в виде расширяющегося конуса и камера сгорания, в которую топливо предполагалось подавать насосами.

Циолковским разрабатывался ряд интересных вопросов, связанных с рациональной конструкцией ракеты, с выбором ее формы, схемой внутреннего устройства и размещением масс внутри ракеты, автоматическим управлением полетом и ориентированием в пространстве, органами управления и т. д.

В его работах можно найти упоминание о возможном использовании для межпланетных полетов атомной энергии и лучистой энергии Солнца. Правда, он тут же говорил, что его вычисления не дали желаемых результатов и что, хотя всякие открытия возможны и мечты неожиданно могут осуществиться, он хочет в своих работах стоять по возможности на практической почве и поэтому предлагает использовать для ракет энергию химических топлив.

Константин Эдуардович впервые определил коэффициент полезного действия ракеты, указав на выгодность применения ракетных двигателей лишь при больших скоростях движения и на больших высотах.

Он с исключительной проницательностью и глубиной окружал все свои иногда столь необычайные теоретические выводы такими серьезными и подробными практическими соображениями, что огромное большинство из них нашло применение и широко используется сейчас во всех странах мира, занимающихся ракетной техникой. Но, к сожалению, значительная часть зарубежных ученых, широко использующих идеи и труды К. Э. Циолковского, его исследования и расчеты, сознательно замалчивает имя их автора. Во многих печатных зарубежных работах нет даже ссылки на Циолковского. Между тем его идеи и технические предложения настолько глубоки и обширны по своему замыслу и содержанию, что при создании любой современной ракеты миновать их невозможно.

Замечательными и грандиозными являются его проекты составных ракет и ракетных поездов. Под ракетным поездом им подразумевалось соединение нескольких ракет, двигающихся сначала совместно. Затем, по мере использования запасов топлива, соответствующие ракеты, по его расчетам, должны были отделяться от поезда и, не обладая достаточной скоростью, возвращаться на Землю. Конечное звено поезда в виде одной либо нескольких ракет приобретает при этом огромную конечную скорость полета. Одиночной же ракете для достижения, например, космической скорости было бы необходимо иметь слишком большой запас топлива, что практически делает решение этой задачи малореальным.

Трудно переоценить все значение предложения Константина Эдуардовича, касающегося составных ракет и ракетных поездов. По существу оно открыло дорогу для вылета в космическое пространство.

Наиболее увлекательным разделом в трудах Циолковского, несомненно, являются исследования, относящиеся к проблеме межпланетных путешествий. Даже свои работы над реактивными аэропланами для полетов в атмосфере он рассматривал лишь как этап к вылету в космическое пространство. Он предсказывал, что за самолетами винтовыми последуют стратопланы реактивные и, наконец, ракетные поезда будущего и искусственные спутники Земли.

Много внимания им уделялось проблеме создания обитаемых межпланетных ракет и космических станций. По его мысли, такие станции-спутники должны создаваться из многих ракет, которые, достигнув нужной скорости и израсходовав свой запас топлива, могут использоваться как части будущей станции. На межпланетной станции, как предполагал Константин Эдуардович, при достаточно полном использовании солнечной энергии было бы возможно выращивание растений для питания людей и длительное пребывание человека. Имея постоянные межпланетные станции, можно было бы значительно облегчить вылет космических ракет в дальние рейсы, а также их посадку при возвращении. На станции имелась бы возможность накопления запасов топлива для ракет и всего необходимого для людей. Связь с Землей могла бы поддерживаться специальными ракетами.

К. Э. Циолковский видел огромные перспективы использования солнечной энергии в среде без тяжести и без сопротивления при вылете в космическое пространство. Он имел в виду возможность огромного разворота научных исследований и использования их полезных результатов при посещении человеком других планет.

В настоящее время, видимо, еще невозможно в полной мере оценить все значение его научных идей и технических предложений, особенно в области проникновения в межпланетное пространство.

Величие его таланта, исключительная самобытность и оригинальность сказываются в том, что он предложил использовать жидкостную ракету, как новое и единственное техническое средство для достижения невиданных скоростей и высот полета, для вылета в безграничный мир космоса. Он расширил границы человеческого познания, и его идеи о проникновении на ракете в мировое пространство только в наши дни начинают познаваться во всей их грандиозности.

Долгие годы, большую часть жизни Константин Эдуардович жил и трудился в душной, тяжелой обстановке царской России, окруженный непреодолимой стеной невежества и равнодушия. «Основной мотив моей жизни, — писал он тогда, — сделать что-нибудь полезное для людей... Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть, скоро, а может быть, и в отдаленном будущем дадут человечеству горы хлеба и бездну могущества».

Великая Октябрьская социалистическая революция была той могучей силой, которая вдохновила шестидесятилетнего Циолковского на новые творческие дерзания, предоставила ему огромные возможности для жизни и работы. Его имя и его труды стали известны и близки советскому народу. Он дожил до тех дней, когда его заветные мысли о ракетах и о покорении человеком звездных пространств перестали считаться несбыточной фантазией и сделались научной и технической проблемой нашего времени.

К. Э. Циолковский завещал все свои труды по авиации, ракетоплаванию и межпланетным сообщениям партии большевиков и Советской власти. Сегодня можно сказать, что его научное наследство не хранится без движения, не воспринимается догматически. Оно творчески развивается и успешно продолжается советскими учеными.

Советские ученые помнят и ценят труды Константина Эдуардовича. В годы Великой Отечественной войны гвардейские минометные части Советской Армии, вооруженные ракетными снарядами, защищая нашу Родину, не один раз подвергали уничтожающему разгрому полчища фашистских захватчиков. Советскими летчиками успешно совершены полеты на самолетах с жидкостными ракетными двигателями. В послевоенные годы самолеты с реактивными двигателями приобретают все большее распространение. На воздушных линиях летает реактивный экспресс, «ТУ-104». Созданы новые замечательные образцы скоростных реактивных самолетов. Остался позади так называемый «звуковой барьер». У современной скоростной авиации в настоящее время наступил как бы переходный период от самолета к ракете. Важным этапом является создание межконтинентальных баллистических ракет и средств, обеспечивающих их запуск.

С помощью высотных ракет Академия наук СССР проводит в течение уже многих лет обширные исследования высоких слоев атмосферы. На ракетах поднимаются на большие высоты сложная исследовательская аппаратура и подопытные животные, которые затем благополучно опускаются на землю. В период проходящего сейчас Международного геофизического года по программе Академии наук СССР будут произведены многие высотные подъемы ракет с исследовательскими целями.

Советские ученые работают над вопросами глубокого проникновения в космическое пространство. Сбываются замечательные предсказания К. Э. Циолковского о полетах ракет и о возможности вылета в межпланетное пространство, высказанные им более шестидесяти лет тому назад.

Его идеи и труды будут все более и более привлекать к себе внимание по мере дальнейшего развития ракетной техники. Константин Эдуардович был человеком, жившим намного впереди своего века, как и должно жить истинному и большому ученому.

(Тезисы С. П. Королёва на торжественном собрании, посвящённом 100-летию со дня рождения К. Э. Циолковского.

Москва. 1957 год)

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author