Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

Свою нишу займут методисты онлайн–обучения и продюсеры онлайн–курсов

Как изменится система образования РФ через пять лет

futurerussia.

gov.ru

Уже через пять лет в системе образования России произойдет повсеместный переход к смешанному обучению, при котором традиционные уроки будут на постоянной основе сочетаться с дистанционными форматами. Об этом говорится в исследовании Агентства инноваций Москвы (АИМ), результаты которого имеются в распоряжении портала "Будущее России. Национальные проекты".

При подготовке анализа использовались интервью с российскими и международными экспертами, открытые опросные данные, а также исследования московского EdTech рынка, проведенные АИМ в 2019 году и впоследствии обновленные в 2020 году.

"В будущем основными образовательными моделями будут blended–модели, предполагающие онлайн — и офлайн–взаимодействие. Вынужденный повсеместный опыт онлайн–обучения, возможно, отвратит от цифровых решений некоторых пользователей, однако это будет временной реакцией, а возвращение в онлайн будет быстрым и массовым. При этом цифровизация не станет тотальной, сохранится востребованность живого общения с педагогом", — говорится в результатах опроса.

При этом, по оценкам экспертов, участвовавших в опросе, развитие цифровых технологий может удешевить получение образования и сделать его массовым, что в свою очередь может привести к тому, что онлайн–образование станет более доступным и "дешевым", в то время как традиционная учеба станет в большей степени элитарной. Впрочем, отмечается в исследовании, в течение всей жизни спрос на обучение и саморазвитие будет расти и станет основой для повышения конкурентоспособности человека на рынке труда.

Это в свою очередь приведет к более активному формированию индивидуальных образовательных траекторий, которые будут пополняться различными навыками на протяжении всей жизни: по сути, каждый человек будет иметь своеобразный цифровой профиль, отображающий его компетенции начиная с детского сада. Среди них наиболее популярными будут устойчивость, адаптивность и готовность к риску и стратегической неопределенности.

Школа, университет и допобразование

Готовить человека к этой неопределенности и жизни в нестабильном, вечно меняющимся мире будет в первую очередь школа. Благодаря внедрению новых предметов таких, как предпринимательство, инженерные науки с ранних лет у ребят будут развиваться те самые лидерские качества, нестандартное мышление и готовность к риску, которые будут необходимы для существования в новых реалиях.

В высшем образовании эксперты прогнозируют уход от модели 4–6–летнего обучения в сторону более гибких принципов организации учебного процесса. Как отмечается, это необходимо для того, чтобы студенты могли быстрее адаптироваться под изменения на рынке труда. При этом еще более активно на построение карьеры будет направлено дополнительное образование.

"В пятилетней перспективе дополнительное образование станет обязательным для любой индустрии (как для медиков) и будет сертифицироваться государством. При этом возрастет спрос на программы, построенные по модульному принципу и предполагающие возможность для пользователя самостоятельно конструировать свою образовательную траекторию из отдельных "блоков" с учетом образовательных целей и потребностей", — отмечают авторы исследования.

Трансформация старых и появление новых профессий

Вместе с тем, отмечается в документе, существующие технологии не могут и не должны замещать педагога, роль которого преобразуется от передатчика знаний к наставнику, который направляет развитие обучающегося.

Помимо этого, в сфере образования появятся и новые востребованные в будущем профессии: так, вырастет спрос на специалистов по созданию и упаковке образовательного контента, которые должны разрабатывать его на основе видео, текстов, инфографики и с использованием любых доступных технологий и инструментов, например, онлайн–тренажеров.

Кроме того, свою нишу займут методисты онлайн–обучения и продюсеры онлайн–курсов, в набор компетенций которых войдет разработка образовательного сценария под индивидуальные нужды обучающегося, подбор форматов обучения и экспертов, работа с мотивацией и целеполаганием студентов

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author