Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

В 18-й главе Книги Бытия описывается известный эпизод посещения Авраама тремя ангелами

Статья посвящена толкованиям этого события в иудейской и христианской традициях

Авторы сравнивают раввинистические источники и творения святых отцов и находят сходства и различия в подходах к толкованию этого эпизода

Краткий конспект статьи:

I.

Раввинистическая литература об ангелах, пришедших в гости к Аврааму

Чаще всего в раввинистической традиции три ангела понимаются как реальные ангелы. Во многих источниках они называются поименно: Михаил, Гавриил и Рафаил. При этом явление Бога Аврааму последовательно отделяется от явления ему ангелов. Утверждается, что сначала ему открылся Бог, а затем к нему пришли ангелы. Обращение «мой господин» [адонай] в одних источниках понимается как обращение Авраама к одному из ангелов, а в других — к Богу в молитве. Авторы статьи предполагают, что этот единодушный консенсус иудейских интерпретаторов мог быть вызван оппозицией христианским интерпретациям этого отрывка, о которых будет сказано впоследствии.

В раввинистических толкованиях также подробно обсуждаются роли ангелов. Говорится о том, что у каждого из них была конкретная миссия: «Михаил принес весть и ушел, Гавриил был послан погубить Содом, а Рафаил — спасти Лота». В других источниках роли ангелов распределяются иным образом. Появление этой идеи было вызвано необходимостью объяснить исчезновение одного ангела после объявления Саре благой вести о том, что у нее будет ребенок, и ответить на вопрос, почему в Содом прибыли только два ангела.

Раввины также уделяли особое внимание ответу на вопрос, почему в Писании говорится, что ангелы вкушали пищу, хотя традиционно считалось, что они в ней не нуждаются. Одни объясняли это тем, что ангелы не ели, но претворялись, что едят, чтобы соблюсти закон гостеприимства, другие утверждали, что они вовсе не ели, но приказали Аврааму делать это: «сделай то, что ты сказал» (Быт. 18:5).

II. Экзегеза явления ангелов Аврааму у святых отцов

Святые отцы и церковные авторы первых веков истории христианства (свв. Иустин Философ и Ириней Лионский, а также Евсевий Кесарийский и Ориген) считали, что сам Бог явился Аврааму в сопровождении двух ангелов. Они интерпретируют обращение «Господин» [адонай] как обращение к Богу Сыну, Иисусу Христу до Воплощения. Подобной же точки зрения с небольшими модификациями придерживались святые отцы IV в.: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин. Этот отрывок воспринимался ими как доказательство предсуществования Христа и использовался в полемике с Иудеями (напр. Разговор с Трифоном иудеем LVI). Подобно иудейским интерпретаторам, святые отцы подчеркивали, что ангелы не вкушали пищу, но только «выглядели едящими» или «притворялись», что едят.

Более поздние святые отцы (начиная с V в.) видели в явлении ангелов Аврааму откровение тайны Святой Троицы. Кирилл Александрийский в Против Юлиана I утверждает, что Сам Бог явился Аврааму в образе трех ангелов. Авраам назвал их троих «господь» в единственном числе, поскольку он, будучи пророком, ведал тайны тринитарной природы Бога. Подобным же обра-зом Максим Исповедник (VII в.) отмечает, что Аврааму был преподан урок о Троице в единстве, так как Бог явился ему как три и общался с Ним как еди-ное целое (Вопросоответы к Фалассию 28). Эта интерпретация стала настолько авторитетной, что в VI в. Прокопий Газский называл сторонников более ранней точки зрения, согласно которой Бог Сын явился Аврааму в со-провождении двух ангелов, «иудействующими».

III. Столкновение иудейских и христианских экзегетов

В заключение авторы статьи делают вывод о невозможности установить, кто из двух сторон и в какой степени на кого повлиял: «вполне возможно, что раввинистическая традиция могла быть подвержена влиянию как предшествующей иудейской традиции и христианской экзегезы, так и наоборот — христианская традиция могла испытывать влияние со стороны иудейской». Авторы подчеркивают, что схожие места в иудейской и христианской экзегезе могли появиться не только в результате заимствования, но и благодаря опоре на общие источники. Вполне вероятно, что иудейская интерпретация эпизода в Мамре с ее последовательным отделением Бога от ангелов, строилась как оппозиция христианской экзегезе, на что указывает единодушие раввинов в вопросах идентификации посетителей Авраама.

Полный текст статьи доступен по ссылке: https://bogoslov.ru/article/6028809

Источник: Grypeou, E., and H. Spurling, "Abraham’s Angels: Jewish and Christian Exegesis of Genesis 18–19", in The Exegetical Encounter Between Jews and Christians in Late Antiquity, eds. E. Grypeou and H. Spurling (Leiden: Brill, 2009), 181-202.

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author