Николай Фёдорович ФЁДОРОВ
М.
Н. Лежнев. Маркс и Кант. Критико-философская параллель. Николаев. 1900. 88 стр. 75 коп.
Штаудингер. Этика и политика.
А. Дживелегов. Марксизм и критическая философия («Вопросы философии и психологии». 3-я кн. (май и июнь). 1901)
Эдуард Бернштейн. Исторический материализме.
Попытки подвести под марксизм широкий философский фундамент все растут, в поисках за этим фундаментом многие марксисты сочли нужным возвратиться к Канту.
К. Шмидт зовет вернуться к Канту, Э. Бернштейн — к Ланге, т. е. также к Канту... Струве — к Фихте и Лассалю, преемнику Канта.
Лежнев в своей критико-философской параллели опирается на 11-ть тезисов о материализме, написанных в 1845 и изданных гораздо позднее Энгельсом[1].
«Все содержание этих тезисов, — говорит Лежнев, — с удобством дает себя резюмировать в двух следующих основных и взаимно друг друга дополняющих положениях: во-первых, основной вопрос человеческого познания — в действительности проблема практическая, а не теоретическая, т. е. не вопрос теории познания; во-вторых, обратно: и человеческая практика, в свою очередь, представляет источник рационального познания»[2].
«Вопрос о справедливости материалистического понимания Истории есть вопрос о степени исторической необходимости. Быть материалистом значит доказывать необходимость всего происходящего» (Бернштейн)[3]. «Разве идеалистическая философия отрицает необходимость всего совершающегося? Если в этом состоит материализм, то против него нет возражения в современной науке и философии», — говорят противники Бернштейна. То и другое верно. Но должно сказать, что кроме идеалистической и материалистической философии может быть еще философия дела, практическая, которая все совершающееся само собою, рождающееся должна превратить в управляемое разумом соединенных сил, пользуясь соединениями, которые устроили почти все народы для борьбы друг с другом, что требуется нравственным долгом.
———————
Возвращение к Канту и заменит вопрос об искусственном пауперизме вопросом об естественном пауперизме, и тогда разрешится вопрос о бедности и богатстве. Если же разум практический будет осуществлением идей теоретического разума, то естественный идеал сынов человеческих, почерпаемый в Триедином Боге, и даст цель и смысл жизни, т. е. слепую рождающую и умерщвляющую силу обратит в оживляющую, и тогда души не будут бессильны, т. е. марксистская материократия обратится в психократию, в господство разумной силы над бесчувственною и неразумною, и космология, которую правильнее было бы назвать хаосография, будет космологиею или космократиею, как частью психократии, будет выражением божественной красоты. Итак, социализм естественным ходом, эволюциею будет приведен к замене вопроса о богатстве и бедности вопросом о смерти и жизни.
———————
*— Печатается по: ОР РГБ, ф. 657, к. 7, ед. хр. 92, лл. 1-2 об. Заметка посвящена той линии немецкой философии конца XIX-начала XX вв. (Эдуард Бернштейн (1850–1932), Конрад Шмидт (1863–1932), Франц Штаудингер (1849–1921)), которая, под влиянием идей марбургской школы неокантианства, в частности, учения «этического социализма», разработанного Г. Когеном, попыталась соединить марксизм с философией Канта. На русской почве эволюция философских взглядов П.Б. Струве (1870–1944) «от марксизма к идеализму» также шла через неокантианство.
[1] — Речь идет о «Тезисах о Фейербахе» К. Маркса.
[2] — М.Н. Лежнев. Маркс и Кант (Критико-философская параллель). Николаев, 1900, с. 7.
[3] — Бернштейн. Исторический материализм. СПб., 1901, с. 7.