Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

«О МАРКСИСТАХ»

Николай Фёдорович ФЁДОРОВ

Марксисты и неомарксисты столь же равнодушны, как и парнасские празднолюбцы, к делу Конференции мира.

В наши дни, дни квиетизма, только и мыслимо бездушное, механическое миропонимание, а в сфере экономической — мыслим только марксизм. Философское учение марксизма есть нравственный квиетизм, проповедь бездействия и безволия, и, кажется, справедливо мнение какого-то Грузенберга[1], что «почву марксизму подготовило учение Л. Толстого о „непротивлении злу“». Марксисты требуют не содействия себе; они не желают лишь противодействия обезземелению и разрушению кустарной сельской промышленности. Европеизация совершится и у нас сама собою. Впрочем, может оказаться, что Грузенберг очень ошибается… В дни квиетизма, т. е. недумания и неделания, и должно было явиться учение о всеобщем деле, о деле обращения всего механизма природы в управляемый разумом и чувством. Как могло такое учение, как нравственный квиетизм, как могла проповедь бездействия и безволия не вызвать реакции? Учение о всеобщем деле и явилось, хотя и было задержано цензурою[2].

С 1886 года — расцвет декадентства в Париже, тотчас же перекинувшегося к нам. В настоящее время русский «неомарксизм» воспринял в себя приуготовлявшее ему почву в обществе «декадентство». Вторая январская книжка «Жизни» содержит в себе имморально-сверхморальные рассуждения Ницше и Метерлинка[3]. Вместо одного декадентского журнала, назвавшего себя почему-то «Вестником севера», появилось два новых журнала, из коих один называет себя жизнью, тогда как нужно разуметь смерть, а другой — началом[4], вместо чего нужно читать конец. Если Конференция мира желает заменить милитаризм индустриализмом в смысле крупной промышленности, привлечь к этой промышленности всех отвлекавшихся от нее милитаризмом, что не может не повлиять на заработную плату, то с Конференциею будут и неомарксисты; был бы с нею и Толстой, если бы не был лицемером; автор непротивления злу, недумания и неделания — неопознанный главарь декадентства.

———————

[1] — Вероятно, речь идет о писателе и публицисте Семене Осиповиче Грузенберге (1876—1938).

[2] — Речь идет о брошюре Федорова «В защиту дела и знания», готовившейся к изданию в 1894 г., но не пропущенной цензурой.

[3] — «Жизнь» — литературно-политический журнал, издаваемый в Петербурге в 1897–1901 гг.; с конца 1898 г. становится органом «легального марксизма». Во второй январской книжке журнала за 1899 г. было напечатано предисловие Ф. Ницше к сочинению «Человеческое слишком человеческое», содержавшее, в частности, следующее высказывание: «Довольно того, что я еще живу, а жизнь выдумана не моралью: она хочет обмана, она живет обманом... Но не правда ли, я уже снова начинаю делать то, что я всегда делал, я, старый имморалист и птицелов — и говорю имморально-сверхморально, «по ту сторону добра и зла» (с. 12). Здесь же был помещен и «Эгоизм» М. Метерлинка, ставивший на место этики альтруизма и сострадания любовь человека к себе самому и обосновывавший это ответственностью людей перед данным им даром жизни и творчества: «Здесь, на этой планете мы даже осуществляем собою совсем особое проявление жизни: жизнь мысли, жизнь чувств. И вот почему, вероятно, безнравственно все то, что способно уменьшать силу нашей мысли, пылкость наших чувств» (с. 48).

Мысль Федорова о преемственности между русским марксизмом и «декадентством» восходит к статье Н. Энгельгарта «Из дневника» (Новое время, 20 января (1 февраля) 1899, № 8225): «Отказавшиеся от наследства» русские марксисты в настоящее время являются наследниками «Северного Вестника» и даже восприяли в себя галантерейные извращения «вакхической морали», составляющей специальную особенность сего журнала». «Декадентское наследие исчахшего «Северного Вестника», пишет далее Н. Энгельгарт, «приняла» и «приумножила» «Жизнь»: «Во второй январской книжке журнала преподносятся «имморально-сверхморальные» проповеди Ницше и Метерлинка».

[4] — «Северный Вестник» — литературно-научный и политический журнал, выходивший в Петербурге в 1885–1898 гг. С 1891 г. его фактическим редактором был А.Л. Волынский, превративший журнал в орган пропаганды эстетических идей и художественного творчества символистов (здесь печатались произведения П. Верлена, М. Метерлинка, А. Волынского, Н. Минского, 3. Гиппиус, Ф. Сологуба, К. Бальмонта и др.). Сотрудничали символисты и в журнале «Начало», издававшемся в Петербурге в 1899 г. (вышло пять номеров, затем журнал был запрещен) и проповедовавшем марксизм (среди сотрудников — П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, В. И. Ленин и др.).

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author