Все популярные истории Англии для детей и взрослых рассказывают о том, как германские племена ютов, англов, саксов и фризов «скооперировались» и бросились на завоевание оставленной римлянами Британии в V веке. А потом цветные карты показывают, где именно поселились юты, англы и саксы (с фризами беда — ничего «своего собственного с оградой» им создать не удалось, и потому на карты они не попали). Этот рассказ базируется на христоматийной цитате из «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного, популярно объяснившего, в каких местах Англии кто расселился. Однако «чем дальше в лес — тем мельче юты»...

Германские племена по Тациту
Вроде бы, все перечисленные племена локализуются еще в «тацитовской» Германии — и юты, и англы, и саксы, и уж тем более фризы. Но копание историков вглубь приводит "еще дальше":
* Юты могут быть как народом Eudoses, помещенным Тацитом на север нынешней Ютландии, так и Eotenas, которые в «Финнбургском отрывке» из утраченной англосаксонской эпической поэмы сражаются на стороне фризов против данов. Или народом Eucii, родственным саксам, который подчинили франки в 536 году (про них же, видимо, пишет в 583 году поэт Венанций Фортунат как про Euthiones, союзников короля франков Хильперика I). Причем «вроде бы» франкские источники уже имеют в виду обитателей Кента, захвативших свои земли в Британии. Ну и, наконец, «есть мнение», что юты — это Geats, то бишь гауты (ёты), народ, обитавший в южной Швеции (Ёталанд). Надписей на языке ютов в природе нет, и был ли он вообще — неизвестно;
* Англов упоминает и Тацит, и Клавдий Птолемей — первый как Anglii (и указывая на родство с Eudoses), второй как Suevi Anglii (делая, таким образом, родственникакми свевов). Из фразы Беды о том, что англы — выходцы из небольшого бедного края между землями ютов и саксов, делают вывод, что речь идет об Ангельне — полуострове на востоке Ютландии, в области Шлезвиг, который и до сих пор носит это название;
* Саксами римляне звали вобще всех германцев, живших на южом берегу Северного моря (Ханновер, Брауншвайг) и вглубь до нынешних Анхальта и Саксонии. Так что «совсем не исключено», что и англов, и ютов могли включать в «одно общее погонялово», называя саксами. С III века н.э. в Римской Британии появляется должность комита Саксонского берега — правителя южного побережья, который должен был отражать набеги саксов с моря. Так что именно тогда (а не после англосаксонского завоевания) могло возникнуть общее для всех британских кельтов название (сассана, сассенах, сассун, сассунах) для всех, кто набегал с восточного моря на "честных бриттов".

Длинные германские ножи «сэксы» (оригинал и реплика) — по одной из версий, от них и произошло нахвание саксов
Но всё насмерть запутывает один печальный факт — германцы, завоевавшие Британию в V-VII веках, говорили на одном-единственном языке и звали сами себя англами — ангелькюн, «народ (племя) англов». Попытки археологов «выделить типичные черты» в местах «раздельного поселения», указанных Бедой, тоже не особо помогают — что-то «более-менее типа конкретное» можно говорить о различиях между англами и саксами, но вот следы ютов «почти не видны». А ежели учесть, что саксы — самое неконкретное из трех названий (то есть, что такое вообще «отличие англов от саксов»?), то мрак становится почти полным — кто-то из Германии приплыл в Англию и называл себя англами, а бритты звали их саксами, так что нынешние историки решили, что «будет гениально!» назвать их тупо «англосаксы»...
С фризами же всё более менее понятно — это древний, хорошо известный и существующий до сих пор народ с собствнным языком, на котором много чего написано. И никаких (от слова совсем) указаний на то, где они поселились в Англии, не давал уже даже Беда. Так что известно лишь то, что «они участвовали».