ХАРАКТЕР человека (от греч.
karakter — черта, примета, отличительное свойство), комплекс особенностей человека, к-рым определяется своеобразие действий данного человека. Установление основных особенностей и причин, определяющих характер, а также вопрос о классификации основных типов X. имеют весьма давнюю историю. — Основные направления в учении о X. можно разбить на две группы: а) биологические учения и б) субъективно-психологические. Биологические теории можно в свою очередь разделить на гуморальные, морфологические и функциональные.
Старейшими представителями гуморальных теорий следует считать Гиппократа, Аристотеля, Галена (см.). Гиппократ учил, что в составе нашего организма находятся четыре основных жидкости или сока: кровь, флегма, черная желчь и желтая желчь. В зависимости от преобладания одного из этих соков существуют люди четырех темпераментов: сангвиники, флегматики, холерики и меланхолики. Аристотель причиной различия темпераментов считал состояние крови: жидкая кровь предрасполагает к страху, густая к гневу. Гален, развивая учение Гиппократа, предложил деление людей на 9 темпераментов и говорил о темпераментах отдельных частей тела: мозга, сердца и т. д. Все эти учения представляли собою метафизические домыслы, не обоснованные опытом. В новое время Шталь на основе открытия Гарвея о кровообращении, исходя из строения плотной ткани и соотношений состава крови с диаметром кровеносных сосудов, различал четыре темперамента: сангвинический (легкая кровь, рыхлые ткани, расширенные сосуды), холерический (плотная кровь), меланхолический (плотная кровь, широкие просветы сосудов), флегматический (плотная кровь, узкие сосуды). На этой теории ясно видно влияние механистических установок, господствовавших в 17—18 вв. в естествознании.
В конце 19 в., с развитием учения об обмене веществ, учение о темпераментах начали связывать с биологическими процессами. Механистическая методология принимает биологический характер. Фулье, исходя из интенсивности и быстроты распада или восстановления нервной ткани, в особенности центральной нервной системы, определяет следующие четыре темперамента: сангвинический — преобладание восстановления нервной ткани, избыток питания, быстрая, но непродолжительная и слабая реакция; меланхолический — недостаточное питание, медленная, но сильная и продолжительная реакция; холерический, или желчный — быстрое и сильное распадение ткани, кипучая деятельность; флегматический — медленное и слабое распадение ткани. В основу деления людей по характеру Фулье кладет три главных элемента душевной жизни — ум, чувство и волю.
Из новейших теорий можно также в известном смысле причислить к группе гуморальных (внутрисекреторных) теорий взгляды 3. Фрейда (см.), обосновывающие поступки человека влечениями биологического порядка, гл. обр. половыми. Своеобразную реакционную гуморальную теорию защищал О. Вейнингер (см.). Он обосновывает психическое различие между мужчиной и женщиной различием двух видов половой плазмы, считая их основой мужской и женской психики.
М о р ф о л о г и ч е с к и е теории характера связывают особенности человеческой психики с особенностями структуры тела. Галль (см.) (1758—1828) — основатель френологии (см.) — связывал черты X. человека с особенностями строения черепа, объясняя этим инстинкт размножения, любовь к потомству, способность к дружбе, хитрость, особенности речи, музыкальные способности и т. д. Галль развил теорию локализации душевных способностей, имеющую некоторое значение, но далеко не такое безусловное, какое ей придавал Галль, Сиго (Sigaud) разделяет людей на след. четыре типа: церебральный (мозговой), респираторный (дыхательный), мускульный и дигестивный (пищеварительный), и связывает с этим особенности характера человека.
Среди морфологических теорий большое место в истории вопроса о X. занимает учение Э. Кречмера (см.). Под характером Кречмер понимает сумму всех возможных реакций человека в ответ на те или иные воздействия. Своеобразие этих реакций объясняется наследственным предрасположением и всеми экзогенными факторами: соматическими влияниями, воспитанием, средой и переживаниями. Кречмер ставит своей целью эмпирическое отыскание связей, существующих между строением тела и психикой, чтобы была возможность «контролировать действительную зависимость психического синдрома от его соматической основы» и наоборот. В результате сравнительного изучения строения тела человека Кречмер предлагает следующую классификацию конституциональных типов: лептозомный, или астенический, характеризующийся узким станом, узким продолговатым лицом; атлетический — широкие плечи, статная грудная клетка; пикнический — сильно развитые внутренние полости тела (голова, грудь, живот), диспластический (смешанный тип).
Астеники, по Кречмеру, склонны к абстрактному мышлению, упрямы, настойчивы, их поведение лишено эмоциональной окраски. Пикники более эмоциональны, конкретны, легко податливы. Кречмер объясняет также особенностями строения тела предрасположение к тем или иным психическим заболеваниям. Так, он считает, что пикники предрасположены к маниакально-депрессивным (или циркулярным) заболеваниям, а астеники к шизофрении. Кречмер придает большое значение строению лица и черепа. Для каждого типа он устанавливает соотношение показателей строения лица и черепа (угол профиля, фронтальные контуры лица) с особенностями строения тела, а также с состоянием желез внутренней секреции. Структуру тела Кречмер считает основным и решающим признаком биологических связей. Темперамент он считает одним из признаков X., отправным пунктом биологической психологии. По темпераментам Кречмер делит маниакально-депрессивных пациентов на три группы: 1 — общителен, добросердечен, ласков, душевен; 2 — весел, юмористичен, жив, горяч; 3 — спокоен, впечатлителен, мягок. Шизоидные темпераменты он делит на следующие три группы: 1 — необщителен, сдержан, серьезен; 2 — застенчив, боязлив, сентиментален, нервен, друг книг и природы; 3 — послушен, добродушен, честен, равнодушен, туп, глуп. Пикники, по Кречмеру, болтливы, веселы, спокойные юмористы, тихи, душевные люди, беспечные любители жизни. В отношении ряда исторических деятелей Кречмер к циклотимикам относит Дарвина, Р. Майера, Бунзена, Лютера, Мирабо, Пастёра, а к шизотимикам — Канта, Спинозу, Локка, Вольтера, Шиллера, Робеспьера.
Уже из этой классификации видно, что Кречмеру не удалось привести его эмпирический материал в последовательную и стройную систему. В целом Кречмер сделал шаг вперед, пытаясь установить зависимость психики от строения всего тела, а не одного мозга, как думали раньше. Но ему не удалось вскрыть действительную причинную связь психики с телом. Он не ставит вопроса о развитии личности, совершенно игнорирует социальные основы ее формирования. Без достаточных оснований он переносит на здоровых людей выводы, сделанные в результате исследования больных.
Ф у н к ц и о н а л ь н ы е теории о X. различают X. по рефлексам, по реакциям, по совокупности внешних выражений деятельности. Советский психолог Корнилов (см.) основным биосоциальным моментом считает акт реакции. В результате проведенных им исследований он делает вывод, что «каждый субъект имеет определенную природную склонность к ускоренному или замедленному типу реагирования при сильной или слабой затрате энергии» и что следовательно можно взять основанием классификации типов быстроту, силу и форму реакций. На этой основе Корнилов устанавливает 4 типа: 1) лица с природной склонностью к медленному и слабому способу реагирования — сенсорно-пассивный тип; 2) лица с природной склонностью к медленному и сильному способу реагирования — сенсорно-активный тип; 3) лица с природной склонностью к быстрому и слабому способу реагирования — мускульно-пассивный тип; 4) лица с природной склонностью к быстрому и сильному способу реагирования — мускульно-активный тип. Корнилов устанавливает корреляцию этих типов с трудовыми процессами. Но, беря односторонние и ограниченные показатели поведения человека, Корнилов упрощает разрешение вопроса о характере и механистически подчиняет его вопросам энергетики.
П с и х о л о г и ч е с к и е теории в основу объяснения всех особенностей X. и классификации личностей кладут или психические интеллектуальные способности человека, чувства, волю, энергию, или приспособление личности к окружающей среде.
Впервые детально развил психологическую теорию темпераментов, сочетая ее с гуморальными установками Гиппократа и Аристотеля, Кант (1724—1804) в своей «Антропологии». По Канту, существуют темпераменты чувств и темпераменты деятельности. Темпераментов чувств два: сангвинический — легкомысленный, веселый — и меланхолический — глубокий, невеселый, мнительный. Темпераментов деятельности тоже два: холерический — горячий, невыдержанный, честолюбивый — и флегматический — медлительный, стойкий, принципиальный. — Современный немецкий психолог и философ К. Ясперс устанавливает типичные различия психики здоровых людей по формальным признакам устойчивости и неустойчивости ценностей в их мировоззрении: трансцендентально-религиозное, эстетическое, практически-реалистическое. Среди больных Ясперс различает: ненормально возбужденных, ненормально флегматичных, ненормально веселых, ненормально депрессивных и наконец ненормально слабовольных. К ним он присоединяет типы психастенических и истерических личностей.
А. Бинэ (см.) путем разработки типовых задач-«тестов» — исследовал уровень умственной одаренности детей. С Бинэ характерология становится на базу научного психологического эксперимента и, развиваясь в этом направлении, переходит к изучению личности в широком смысле слова. Следует отметить также разработанные Россолимо методы исследования общих качеств и способностей. — За последнее время цели исследования личности становятся более практическими (профессиональный подбор). Понятия темперамента и характера все чаще заменяются понятиями профиля личности, психограммы, лаборограммы. Выделяется отрасль психологии, разрабатывающая методы исследования профессиональной пригодности людей, — психотехника (см.).
Не перечисляя других многочисленных направлений и попыток исследования характера, укажем на их односторонность, узко эмпирический метод разработки и ряд других недостатков. Коренным пороком является игнорирование социально-экономических основ формирования личности.
Основоположники марксизма подчеркивают значение общественной среды, социальной обстановки, в к-рой живет и действует человек, и его практической деятельности как главных основных условий, формирующих человека и его X.
Проблема X. и классификация личностей с точки зрения марксизма-ленинизма должны иметь в виду всего человека с его биологической и, главное, социальной обусловленностью. Характерные черты и особенности, отличающие одного человека от другого, надо искать прежде всего в различии их классового положения и той социальной обстановки, в которой эти люди воспитывались и формировались. Марксистско-ленинское исследование личностей должно направляться на определение целостного человека, живущего и действующего в обществе; на определение конкретной его работоспособности в широком смысле слова, включающей и классовую направленность человека (вытекающую из определенных исторических условий); на определение его биологического предрасположения к данной профессии с учетом привычек, знаний и подготовки, приобретенных им в процессе жизни; на определение общего умения достигать своих целей и изменять действительность в необходимом направлении.
См. Психология, Дифференциальная психология, Коллективная психология, Темперамент, Психотехника.
Лит.: Э н г е л ь с Ф., Роль труда в процессе очеловечения обезьяны, [М.], 1932; Б и н э А., Современные идеи о детях, M., 1910; К а н т И., Антропология, СПБ, 1900; Л а з у р с к и й А. Ф., Классификация личностей, 3 изд., Л., 1924; Б э н А., Об изучении характера, СПБ, 1866; П о л а н Ф., Психология характера, СПБ, 1896; К р ж и в и ц к и й Л., Психические расы (Опыт психологии народов), 1902; П а в л о в И. П., Лекции о работе больших полушарий головного мозга, 2 изд., М.—Л., 1927; К о р н и л о в К. Н., Учение о реакциях человека, 3 изд., М,—Л., 1927; К p е ч м e р Э., Строение тела и характер, М.—П., 1924; В е й н и н г е р О., Пол и характер, 5 изд., СПБ, 1912; Q u e y r a t F., Les caractères et l'éducation morale, P., 1896; G a l l J. J., Anatomie et physiologie du système nerveux en général et du cerveau en particulier..., 4 vls, P., 1810—20; J a s p e r s К., Psychologie der Weltanschauungen, 2 Aufl., В., 1922; е г о ж е, Allgemeine Psychopatologie..., 3 Aufl., В., 1923
В. Богданов.
(Б. С. Э.; т. LIX, 1935; с. 427—431)