Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Филимонов Иван Николаевич

1890—1966 г.

г.

Россия (СССР).

Русский невролог, один из основоположников эволюционной нейроморфологии в СССР.

И.Н. Филимоновым предложена концепция индивидуальной вариабельности / изменчивости корковых структур человека. Так, он показал, что, например, у художников зрительное поле в несколько раз больше, чем у обычных людей.

«...  именно наш, российский, а впоследствии советский учёный, академик Иван Филимонов, работавший в Москве в Институте мозга, один из первых изучавший мозг Ленина, разбил в пух и прах фашистскую идеологию по поводу величия лишь одной расы?

— Как же он это сделал?

— Во-первых, он показал, что функциональные поля, отвечающие за зрение, слух, обоняние и т.д., совпадают с морфологическими, то есть, к примеру, у талантливых художников зрительное поле в несколько раз больше, чем у людей, не имеющих такого дарования. Затем, исследовав в 30-е годы по заказу ВКП(б) мозг умерших людей разных наций и рас (европеоиды, грузины, поляки, евреи), доказал наличие в них индивидуальной изменчивости.

То есть, среди самых разных народов встречаются индивидуумы с очень высокой организацией мозга. И если представить себе встречу негра и европейца с одинаковой организацией полушарий, то можно быть совершенно уверенным в том, что они найдут общий язык быстрее, чем, к примеру, два очень разных (по мозгу) белых.

Вы только представьте: мозг может отличаться у людей на порядок! Придя к власти в 1917 году, большевики захотели все довести до абсолюта и выяснить, что же является признаком гения. Вдохновителями этой идеи были Дзержинский и Отто Шмидт (тот самый знаменитый полярный исследователь). Когда в 1924 году умер Ленин, внутри Института Ленина — это потом его переименовали в Институт мозга при ЦК ВКП(б) — была создана лаборатория, куда вслед за мозгом вождя собирали мозги всех великих людей для изучения гениальности. Вот так хотели когда-то строить светлое будущее в нашей стране. Сейчас, увы, происходит всё с точностью до наоборот. Итак, после изучения мозги должны были храниться в настоящем пантеоне гениальных людей — Дворце Советов. Как вы помните, это был один из самых известных нереализованных архитектурных проектов в истории, который должен был стать символом победившего социализма. Его планировали построить вместо взорванного храма Христа Спасителя, но все планы нарушила Великая Отечественная война.

— Материалы, собранные учёными, удалось сохранить?

— Все архивы были уничтожены, за исключением некоторых документов. Известно, что туда должны были попасть мозги Ленина, Иосифа Виссарионовича, Маяковского, Павлова, женщины-комиссара Ларисы Рейснер (ставшей прототипом героини «Оптимистической трагедии» Вишневского). Попал в так и не созданный пантеон и мозг Александра Малиновского (известного под псевдонимом Богданов). Это был выдающийся политический деятель, философ, социолог, экономист и литературный критик в одном лице.

Уже тогда учёные понимали, что гениальность заключается не только в большой массе мозга, но и в особо развитых его структурах. Определённые участки могут отличаться у разных людей в... десятки (!) раз. Если перевести это в рост, то мозг одного предстанет перед нами в виде 2-метрового гиганта, который вынужден взаимодействовать с 80-миллиметровым человечком. До того, что гигант легко перешагнет, 80-миллимеровый никогда не сможет даже дотянуться, сколько бы ни подпрыгивал. Именно поэтому некоторым людям не суждено никогда понять друг друга.

— От чего это зависит?

— Это вероятностный процесс. В нашем мозге около 300 изменчивых структур. Многие из них наследуются от родителей, но никогда не повторяются, вероятность полного совпадения очень мала.

— И как же часто рождаются гении?

— Очень редко. Человеческие способности, одарённость, гениальность — это комбинация структур. Приведу пример уже из своей работы: чтобы просто хорошо видеть и понимать, что ты видишь, нужно иметь одновременно 4 большие структуры. Для того чтобы ещё нарисовать это, надо иметь 25 структур, то есть зрительную, которая имеет три поля, хорошо развитую зону моторики (она отвечает за работу пальцев) и многие другие. Согласитесь, что вероятность совпадения всех этих признаков очень низка. Поэтому и гениев-живописцев можно пересчитать по пальцам: Леонардо да Винчи, Ван Дейк, Рубенс, Врубель, Шишкин, Левитан... Айвазовский также затмевает всех голландцев-маринистов XVII века.

— Вы можете сказать, каких гениев рождается больше — художников или музыкантов?

— Художники рождаются чаще. Всё просто: им нужно иметь меньше развитых структур, чем музыкантам. Как я уже говорил, чтобы просто получить правильный зрительный сигнал, надо иметь 4 зоны, а вот для того, чтобы правильно услышать музыку, надо иметь 17 (!) больших структур. Вероятность рождения таких людей ещё меньше…»

Веденеева Н., Неестественный отбор (интервью с С.В. Савельевым), газета «Московский Комсомолец» от 26 апреля 2012 г.

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author