Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

Что особенного в этом году будет в выпускных экзаменов для студентов, с вручением им диплома?

Сегодня (17 мая) в эфире радио «Комсомольская правда» министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков дал интервью Александру Милкусу.

Что особенного в этом году будет в выпускных экзаменов для студентов, с вручением им диплома? Значит ли это, что все ребята будут проходить через систему так называемого прокторинга, проверки, кто находится на удаленке и кто сдает экзамены?

Давайте по порядку. Это, пожалуй, самый актуальный вопрос. Государственная итоговая аттестация – я бы ее разделил на 2 части: для выпускных курсов, это принципиально важный момент – защита диплома и государственный экзамен. У нас ситуация такая, что 77% вузов сохранили и государственный экзамен, и защиту ВКР. Но 23% прошли по другому пути: они оставили только защиту дипломов, как мы их раньше называли, в законе – это ВКР, как единственную форму государственной итоговой аттестации. Закон такое право предоставляет вузам, и часть из них этим воспользовались. Что касается специальной системы идентификации личности и удаленного контроля за тем, как студенты сдают, то это один из вызовов, с которым, мне кажется, практически все вузы уже справились. Более того, на национальной платформе открытого образования до 1 июня 16 ведущих вузов России пообещали нам, что представят такое решение для тех университетов, которые еще не определились, где они и какой продукт будут использовать. Хотя надо сказать, что на рынке есть соответствующие компании, которые предоставляют услуги. Часть наших университетов сотрудничают с крупными коммуникационными корпорациями, допустим, УрФУ с Ростелекомом и так далее. Так что в целом этот вопрос принципиально решен.

Все это будет на удаленке? Никто в аудитории в этом году приходить не будет?

Смотрите, Александр, как ситуация складывается. Исходя из текущей [картины], да, именно таким образом нацелены все вузы. Если вдруг в отдельных субъектах ситуация изменится в лучшую сторону, стабилизируется и будут соответствующие рекомендации Роспотребнадзора и глав субъектов, то есть решения региональных органов власти, которые позволят вернуться в аудитории, я думаю все с удовольствием такой возможностью воспользуются. Но мы настраиваемся и готовы по такому, не то чтобы пессимистичному, реалистичному сценарию, если есть необходимость, организовать все дистанционно.

То есть студентам все равно к выпускным экзаменам готовиться надо? Не прокатит?

Не прокатит, как Вы говорите. Но у нас есть такой еще момент, мы понимаем, что далеко не все можно сдать дистанционно. Есть специфика обучения в медицинских, инженерных вузах, творческих вузах. Есть вещи, которые по определению невозможны: лабораторные работы, для которых, скажем, доступ к оборудованию необходим; практикумы лабораторные и так далее. Если это переводные курсы, то все университеты приняли решения сдвинуть соответствующие форматы промежуточной аттестации – зачеты, экзамены; на другое время. На осень, как правило, с тем, чтобы компенсировать в последующем. Конечно, законодательство такое позволяет, но это в принципе очевидное, логически напрашивающееся решение, поскольку программу все равно студент должен освоить. Не на втором, скажем, курсе одну из дисциплин студент пройдет, а на третьем курсе. Такое допустимо.

Запись интервью: https://youtu.be/uEYizN--ne4

Валерий Николаевич, мы с Вами, когда говорили несколько месяцев назад, как раз обсуждали поручение Президента о существенном увеличении бюджетных мест в региональных вузах. Было такое поручение. Как раз с 1 сентября. Я так понимаю, что у нас ситуация экономически не такая простая, и в общем-то организовать это достаточно сложно. Будет ли увеличение бюджетных мест в региональных вузах с этого учебного года? Или все-таки со следующего?

Бюджетные места в вузы на этот год были выделены в прошлом году еще в мае. Так устроена система распределения контрольных цифр приема. Сейчас мы внимательно прорабатываем вопрос с тем, чтобы в тех случаях и в тех субъектах, где это необходимо, постараться выделить дополнительные бюджетные места. Но, правда, с каждым годом, справедливости ради надо отметить, их все-таки становится больше. А со следующего 2021 года, мы с Вами это обсуждали, будет существенное увеличение ежегодное до 2024 года. На это есть уже соответствующие бюджетные средства, они заложены, и определено количество мест.

Какова судьба платных студентов? Понятно, что не у всех семей экономически может быть возможность в следующем году платить. Вы просили вузы оставить и не индексировать цены прошлого года. Какие еще есть решения?

Да, это непростое решение при всей его кажущейся простоте, поскольку мы знаем, что бюджет многих вузов как раз во многом и сформирован, исходя из платы за обучение студентов. Следовательно, и зарплаты преподавателей с этим напрямую взаимоувязаны. Все преподаватели сегодня работают. Я, кстати, пользуясь случаем, хочу поблагодарить, поскольку в этот сложный период многие из них добросовестно и по существу перешли на индивидуальную работу со студентами, и они еще больше времени тратят на то, чтобы обеспечить должное качество образования, поскольку необходимо было переработать тот материал, который был традиционном формате, переработать, и давать его удаленно. И я разговариваю со многими преподавателями из самых разных регионов и чувствую, что они все-таки сделали максимально возможное в этой ситуации и постарались обеспечить именно достойное качество.

Какие-то дополнительные меры поддержки платным студентам? Мы сейчас говорим, например, по поводу образовательных кредитов беспроцентных или с минимальным процентом?

По стоимости и по платным. Я почему про преподавателей и про качество сказал, потому что стоимость напрямую связана с качеством. Такой уж у нас сегодня общественный дискурс, я бы сказал. По стоимости обучения на следующий год. С учетом всех обстоятельств наиболее оптимальное решение, которое поддержали абсолютное большинство университетов, мы обсуждали его с президиумом Российского союза ректоров. И такое решение приняли коллегиально университеты – о сохранении стоимости обучения на уровне 2019 года, то есть о неиндексации стоимости обучения. При этом у вузов, конечно же, остаются [и иные] возможности. Мы сейчас понимаем, что вузы получают от студентов огромное количество обращений по поводу рассрочек. И также этот разговор ведем. Рекомендуем вузам по возможности предоставлять максимальные рассрочки, но это всегда индивидуальная история.

На этом же президиуме Вы говорили о том, что, может быть, у вузов самим появится возможность устанавливать стоимость платного обучения. Это как может быть? Документы надо менять? Вы там сказали очень хорошую фразу, что тот, кто будет демпинговать, тот будет подвергнут остракизму.

Да. Потому что вузовское сообщество сплотилось, и вы знаете, мы привыкли всегда, что на регуляторы оглядываемся, то есть на министерство, а в этот непростой период мы видим, что вузы они многое сами регулируют и определяют, принимая решения коллективно. И все остальные уже так или иначе следуют им. Поэтому что касается стоимости обучения, здесь идет речь о том, что у нас есть нормативная стоимость обучения на бюджетные места, но и, соответственно, мы даем возможность, соответствующий приказ уже подписан, вузам установить стоимость обучения на уровне 2019 года, то есть по тем нормативам, которые были в прошло году.

Получается, что раньше было правило, что платное обучение не может стоить меньше, чем обучение на бюджете по этой же специальности. Сейчас, если вузы будут сами устанавливать, как вы определите, они демпингуют или не демпингуют? Где критерии?

Критерий будет установлен в соответствующем приказе, который мы подготовили. Просто [вступит в силу он] в свое время. Давайте посмотрим на историю вопроса, в разных вузах можно было за разную стоимость получить образование. Для примера возьмем какую-нибудь техническую специальность или инженерную. Когда вам предлагали получить образование за, там допустим, 30, 20 или 40 тысяч, при том, что в ведущих вузах это стоило в 3-4 раза дороже, и понятно, что это было обеспечено, поскольку это инженерная специальность (направление) была обеспечена соответствующей лабораторной работой, квалифицированными преподавателями, методическими материалами и так далее. По определению не может стоить меньше, чем какая-то сумма, поэтому появился приказ, который привязывал стоимость на коммерческих местах к стоимости на бюджетных местах. В этом году с учетом специфики ситуации мы даем вузам определенную свободу, но, конечно, не абсолютную. Сейчас вот определим минимальный размер и принцип, которым должны руководствоваться вузы. Определенные принципы будут заданы министерством, то есть вуз не сможет произвольно установить любую стоимость. Не будет такого, что в одном вузе, скажем, обучение по экономике будет стоит 20 тысяч, а в другом – 120 тысяч, потому что это неправильный подход.

Валерий Николаевич, еще один, уже наверное, последний вопрос. Вот вы рекомендовали вузам развернуть программы трудоустройства студентов на нынешний период и на лето. Как, если у вузов самих в общем-то с деньгами не очень хорошо сейчас, а они еще должны обеспечить студентов? Тем более, как я понимаю, студенческие отряды в этом году вряд ли будут формироваться.

Давайте начнем с того, что сегодня 149 вузов, подведомственных министерству науки и высшего образования, уже участвуют в этой программе, и трудоустроено больше 15 тысяч человек.

В вузах трудоустроено?

Да. Но мы понимаем, что часть студентов, а появилось такое понятие «студенческая безработица», были заняты, и по понятным причинам в связи с ограничениями потеряли хоть не большой, может быть, но источник дохода. Кто-то платил за обучение, кто-то на эти деньги жил. Мы понимаем, что студентам надо помочь, поэтому оперативно, сначала 3 вуза было в качестве пилота опробовано, мы видим, что понравилась. Поэтому такой эксперимент [был поставлен] – [получили] положительные отзывы от студентов. Потом в течение 2,5 месяцев стало включаться больше вузов. И теперь на данный момент уже почти 149 образовательных организаций. Речь о чем идет: нужна частичная занятость, с учетом специфики студентов, тех компетенций, тех знаний, которые у них есть. Это работа цифровыми ассистентами, работа консультантами – психологами. Почему студенты старших курсов по направлению «Психология» не могут? Могут и они включаются. Это помощь, допустим, в реализации образовательных программ для населения, это курсы иностранного языка, помощь в подготовке школьникам к экзаменам и так далее. Это не сезонная вещь, мы планируем, что на лето эта работа будет продолжена, в том числе в приемный комиссиях. Что касается студенческих отрядом. Мы здесь прорабатываем вопрос и планируем трудоустройство большого количества студентов в летний нетрудовой семестр летом 2020 года. Поэтому я бы пока однозначно это направление, что называется, не сбрасывал со счетов. Я бы все-таки посмотрел, как будет развиваться ситуация.

Валерий Николаевич, если у Вас есть еще время, можно еще один вопрос задать Вам?

Да, пожалуйста. Только последний, если можно.

Скажите, пожалуйста, вот на этом же президиуме было рассказано про своеобразную организацию выпускного вечера для студентов вместе с площадкой «Россия – страна возможностей». Я не очень могу понять, это будет всероссийский выпускной для всех студентов российских вузов дистанционно? Будет какой-то концерт? Как это Вы видите?

Да, мы с такой инициативой вышли. И совместно с Российским союзом ректоров и общественной организацией «Россия – страна возможностей» планируем в первой декаде июля провести впервые всероссийский выпускной. Мы исходим из того, что в реалиях текущего дня в основной своей части он будет готовится онлайн. Но, судя по всему, если ситуация будет более благоприятна в отдельных субъектах, то у нас будет такой смешанный формат, где-то будет возможность, может быть, и провести в нормальном оффлайновом формате, как сегодня говорят. Почему это необходимо? Почему это важно? Потому что время очень сложное, нужно показать студенческую солидарность и что-то позитивное, потому что мы с вами последние месяцы в очень непростых условиях живем. Поверьте, у студентов, мы делаем замеры, точно такое же настроение – одна из главных потребностей, на что они указывают – это личное общение. А представьте выпускные курсы, они, по существу, давно уже друг друга не видели, им надо будет сдать сейчас государственные экзамены и защитить дипломные работы, конечно, они бы хотели, чтобы как-то окончание вуза не прошло незамеченным, потому что это всегда событие, это большая веха в жизни и всегда это по особому отмечается, поэтому есть предложение. Что касается сценария, то он сейчас прорабатывается, вы же знаете, что на той неделе было достигнуто соглашение. Я думаю, что в ближайшие 2-3 недели мы представим его общественности, обсудим. Вузы подключились, все восприняли это очень хорошо. И сейчас идет большая творческая работа по поводу того, как интересно организовать это всероссийское мероприятие.

Спасибо большое! Это был Валерий Николаевич Фальков.

https://t.me/scienpolicy/9639

https://t.me/scienpolicy/9640

https://t.me/scienpolicy/9641

https://t.me/scienpolicy/9642

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author