Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

Мир после COVID-19: рефлексия по высшей школе

szhenov для scienpolicy

В The Wall Street Journal вчера вышла статься о том, как коронавирус меняет ландшафт высшего образования в США, подталкивая колледжи и университеты к критической точке, заставляя их делать «трудные выборы» в стратегии развития.

Некоторые колледжи говорят, что занятия в больших лекционных классах на долгое время могут остаться в прошлом. Матчи вузовских спортивных команд тоже еще долго не возобновятся и нет никакого ощущения, когда колледжи вновь получат прибыль от спорта (а это важная строка в бюджетах колледжей).

Опрос 515 руководителей колледжей и университетов США показал – каждый источник финансирования находится под сомнением. Почти все руководители сталкиваются с нехваткой платы за обучение из-за непредсказуемых показателей зачисления и снижения объёма пожертвований вследствие падения рынков. В то время как государственные учреждения подстраиваются под резкое сокращение бюджета, многие семьи задаются вопросом – стоит ли платить за частную школу, если учащимся придется «посещать» занятия онлайн, из дома.

Чтобы справиться с кассовым разрывом, колледжи и университеты сокращают расходы, замораживают зарплаты сотрудников и останавливают планы строительства кампусов.

«Мировой порядок изменился», – говорит Сундар Кумарасами, вице-президент по приёму студентов в Северо-Восточном Университете США, где 18% студентов являются иностранными и, возможно, не смогут или не захотят поехать в США осенью.

«Когда мы строили модели развития, у нас не было переменной под названием вирус».

Роберт Земски, профессор Высшей школы образования Пенсильванского университета (автор книги «Стресс-тест колледжа») прогнозирует закрытие 1/5 частных гуманитарных колледжей страны уже в 2020 году (200 из 1000).

По данным Американского совета по образованию (American Council on Education), этой осенью вузы должны ожидать снижения числа учащихся на 15% и снижения доходов от обучения, проживания, питания и других услуг на 45 миллиардов долларов.

Принстонский университет, один из самых богатых в США, с фондом, оцениваемым в 26 миллиардов долларов, объявил о замораживании заработной платы и найма нового персонала. Принстон сокращает все несущественные расходы и не возобновляет трудовые соглашения с некоторыми преподавателями-контрактниками.

«Экономические условия были коренным образом изменены в течение нескольких недель, и университеты по всей стране вынуждены пересматривать каждый аспект своей деятельности. В ближайшие недели и месяцы нам придется сделать несколько трудных выборов», – говорит проректор Принстона Дебби Прентис.

Многие вузы уже сейчас рассматривают возможность остаться полностью онлайн осенью или сократить число студентов в кампусе.

Общая обеспокоенность вузов – студенты бросают учебу, потому что они больше не могут позволить себе обучение.

https://www.wsj.com/articles/coronavirus-pushes-colleges-to-the-breaking-point-forcing-hard-choices-about-education-11588256157

На этом фоне сценарии посткоронавирусного образования будущего от экспертов Всемирного экономического форума выглядят довольно реалистично.

Так, один из прогнозов экспертов подразумевает популяризацию концепции «обучения в любом месте и в любое время» – цифрового образования в различных форматах. Традиционное индивидуальное обучение в аудитории будет дополнено новыми методами обучения – от прямых трансляций до «образовательных воздействий» и использования виртуальной реальности. Обучение может стать привычкой, которая интегрируется в повседневную рутину, то есть истинный образ жизни.

Согласно второму прогнозу, во многих странах станет актуальным трендом формирование учебных консорциумов и коалиций, включая правительства, издателей, специалистов в области образования,вузы, поставщиков технологий и операторов телекоммуникационных сетей.

В третьем прогнозе говорится о расширении в будущем цифровой пропасти, обусловленной зависимостью качества обучения от уровня и качества цифрового доступа: сегодня в сети находится только 60% населения земли.

Авторы канала rf2035 (среди которых, по моей информации, и спецпредставитель Президента РФ Дмитрий Песков), довольно скептично оценили прогноз экспертов, назвав его простым, очевидным и частично «близким к 0» по реалистичности.

На мой взгляд, простота и очевидность предложенных сценариев-вызовов не говорит о нереалистичности прогнозов.

Действительно, тут нет новизны формулировок, но и такого контекста мир еще не видел: коронавирус сделал ключевой повесткой высшей школы те аспекты, которые ранее были вторичными и перспективными – потому и вузы в целом с большим трудом осмысливают своё будущее в эпоху «новой нормальности».

https://www.weforum.org/agenda/2020/03/3-ways-coronavirus-is-reshaping-education-and-what-changes-might-be-here-to-stay/

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author