Е.
Н. Корнейченко, А. Н. Новопашина, Ю. Н. Пыхтеев
Корнейченко Екатерина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры математических методов и моделей в экономике, Оренбургский государственный университет, ekaterina.korneychenko@gmail.com
Новопашина Алина Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры между- народного бизнеса и туризма, Амурский государственный университет, АмГУ, Благове- щенск; младший научный сотрудник, Институт экономических исследований Дальневосточного отделения РАН, Хабаровск, alinanovopashina@gmail.com
Пыхтеев Юрий Николаевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и методологии, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, iurynik@rambler.ru
Введение. Изменение обменного курса национальной валюты страны может при- водить к изменению цен как на импортные, так и на отечественные товары. Поэтому наблюдавшийся в 2014–2015 гг. рост инфляции, сопровождаемый обесцениванием рубля, вызывает вопрос: какую роль в этом сыграли валютные шоки? Исследование посвящено оценке эффекта переноса в РФ. Теоретический анализ. Выделяют прямой и косвенный каналы действия эффекта переноса. Прямой канал базируется на изменении внутренних цен на импортные товары, выраженные в национальной валю- те, а косвенный – на конкурентоспособности товаров на международном рынке. На практике во многих странах наблюдается неполный эффект переноса, что обуслов- лено действием микроэкономических и макроэкономических факторов. Эмпирический анализ. Для оценки эффекта переноса использовались помесячные данные об агрегированных и дезагрегированных индексах цен на товары (43 товара), валютном курсе, денежной массе, индексе промышленного производства в РФ и цене нефти за 1997–2018 гг. Оценивание производилось в рамках векторной модели авторегрессии для всего временного периода и для подпериодов, выделенных с учетом кризисов 1998 и 2008 гг. и введенных в 2014 г. санкций. Результаты. Полученные оценки подтверждают имеющиеся научные результаты о неполном эффекте переноса в России и вместе с тем демонстрируют большое различие его величины для разных категорий потребительских товаров. После кризиса 1998 г. реакция потребительских цен на шоки валютного курса ослабла.
Ключевые слова: валютный курс, эффект переноса, потребительские цены, кризис, модель векторной авторегрессии.
DOI: https://doi.org/10.18500/1994-2540-2020-20-1-4-1