Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

«ум приводила в порядок»

Обучение математике в школах СССР велось путем перехода от конкретных арифметических задач начальных классов ко всё более сложным и абстрактным математическим построениям, главной целью которых было формирование у школьников культуры мышления.

По этому показателю наше образование не имело аналогов. В СССР школьная математика, согласно завету М.В. Ломоносова, в первую очередь «ум приводила в порядок».

Советская система математического образования была унаследована из дореволюционной России и история её формирования весьма любопытна.

Во второй половине ХIX века в России ширятся революционные настроения. Покушение Д. Каракозова на Императора Александра II (1866 г.) потрясло общество. В качестве меры борьбы с распространением «революционной заразы» была предложена реформа образования, которую провел в 1871 г. министр народного просвещения граф Д.А. Толстой (к слову, в 1882 г. он стал министром внутренних дел). В учебной программе гимназий резко увеличили объем математики.

Мотивы такого решения объясняют по-разному. Есть мнение, что тем самым сокращались часы гуманитарных дисциплин, на которых формировалось «вольнодумство». Но сам автор реформы считал, что «математика будет развивать у учащихся умение основательно мыслить и, таким образом, воспрепятствует распространению поверхностных радикальных взглядов».

История не оправдала этих надежд. То ли «вольнодумство» на математической базе стало более эффективным, то ли «радикальные взгляды» оказались не столь поверхностными. Но в результате реформы были написаны блестящие математические учебники Андрея Петровича Киселёва ("Систематический курс арифметики для средних учебных заведений" (1884), "Элементарная алгебра" (1888) и "Элементарная геометрия" (1892)), на основе которых после 10 лет послереволюционных экспериментов было построено лучшее в мире среднее математическое образование СССР. Созданная в царской России система элитного гимназического образования стала общенародной, и это сразу вывело страну на лидирующие позиции в области математики, а также естественных и технических наук.

Двадцать лет непрерывных «реформ» образования нанесли тяжелейших удар по школьной математике. Необходимость «уметь думать» ушла на второй план, а во многих случаях просто исчезла. Подготовка к ЕГЭ для большинства школьников сводится к вызубриванию и отработке алгоритмов решения стандартных задач, которые нигде более востребованы не будут. Математика для этих ребят превратилась в абсолютно бесполезный предмет.

Нынешние реформаторы «ошибок» графа Д.А. Толстого повторять не намерены: УМНЫЕ МЫ ИМ НЕ НУЖНЫ.

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author