Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИУДЕЕВ ЭЛЕФАНТИНЫ

Единственным свидетельством о происхождении элефантинских иудеев в их документах является упоминание в письме наместнику провинции Иудея Багавахье от 25 ноября 407 г.

до н.э. о том, что они и их храм Яхве присутствовали на Элефантине ещё до персидского завоевания в 525 г. до н.э.: «Во дни царей Египта наши отцы построили этот храм в крепости Элефантины, и когда Камбиз пришёл в Египет, этот храм построенным он нашёл» (wmn ywmy mlk mṣryn ’bhyn bnw ’gwr’ zk byb byrt’ wkzy knbuzy ‘l lmṣryn ’gwr’ zk bnh hškḥh) (13-14). Поскольку этот факт должен был быть хорошо известен персидским властям, данному утверждению можно доверять.

Наиболее вероятным временем прихода в Египет предков по крайней мере части элефантинских иудеев является правление иудейского царя Манасии (687-642 гг. до н.э.). По вступлении на престол ассирийского царя Ашшурбанипала (669-627 гг. до н.э.) от Ассирии отложился Египет, ранее завоёванный отцом Ашшурбанипала Асархаддоном. В Египет вторгся кушитский царь Тахарка, который правил им до ассирийского завоевания, после чего к нему примкнуло большинство вассальных Ассирии египетских правителей. В ответ на это в 667 г. до н.э. Ашшурбанипал направил в Египет своё войско. Согласно описанию этого похода в надписи на Цилиндре Рассама, в нём участвовали вассальные Ассирии сиропалестинские цари: «На моём пути 22 царя побережья, островов и материка, принадлежащие мне рабы, принесли мне большую дань и поцеловали мои ноги. Я заставил этих царей сопровождать моё войско по земле и по морю со своими войсками и судами». В числе этих царей упоминается «Манассия (mi-in-si-e), царь Иудеи (ia-ú-di)» (Cyl. C, i 25).

Антиассирийское восстание отца Манассии Езекии в 701 г. закончилось поражением, и он был вынужден вновь признать над собою власть ассирийского царя. Сам Манассия всё своё долгое правление оставался верным вассалом Ассирии. На Призме В Асархаддона (680-669 гг. до н.э.) «Манассия (me-na-si-i), царь Иудеи (ia-ú-di)» упоминается в числе «царей Хатти и Заречья», которые доставляли строительные материалы для дворца Асархаддона в Ниневии (v 54 – vi 1). Высказывается правдоподобное предположение, что в награду за свою верность Манассия получил от ассирийцев южную часть бывшего Израильского царства с Вефилем (согласно девтерономистам, этот город был захвачен и его святилище было разрушено позднее Иосией). Участие в египетском походе Ашшурбанипала войска с этой территории могло бы объяснить некоторые религиозные традиции элефантинских иудеев, восходящие к святилищу в Вефиле.

Ашшурбанипал вернул Египет под власть Ассирии и поставил править им в качестве вассального фараона Псамметиха I (664-610 гг. до н.э.). Он также посадил в ключевых египетских крепостях ассирийские гарнизоны, в состав которых должны были входить и войска вассальных правителей, пришедшие в Египет вместе с ассирийцами, включая иудеев.

Эти события, по всей видимости, являются исторической основой 19-й главы Книги пророка Исайи: «Пророчество о Египте. Вот, Яхве скачет на облаке быстром и грядёт в Египет… И предам египтян в руки властителя жестокого, и царь свирепый будет господствовать над ними, говорит господь, Яхве Воинств… Земля Иудина сделается ужасом для Египта; кто вспомнит о ней, тот затрепещет от определения Яхве Воинств, которое он постановил о нём. В тот день пять городов в земле египетской будут говорить языком ханаанским и клясться [именем] Яхве Воинств; один назовётся городом разрушения (‘ir haheres). В тот день жертвенник Яхве будет посреди земли египетской, и столп Яхве (maṣṣeḇa lyhwh) – у рубежа её. И будет он знамением и свидетельством (lə’ot ulə‘ed) о Яхве Воинств в земле египетской… В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и Египтяне в Ассирию…» (Ис. 19, 1, 4, 17-20, 23).

Под «городом разрушения (heres)» должен иметься в виду «город солнца (ḥeres)», т.е. Гелиополь-Он. Иеремия (43, 13) называет его bet šemeš («Дом или Храм Солнца»), а Иезекииль (30, 17) – ’wn (’awen) (< егип. ỉwnw «Столбы»). Гелиополь также упоминается как ’n (’on) (Быт. 41, 45) или как ’wn (’on) (Быт. 41, 50) в рассказе об Иосифе, женой которого была «Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского». Пятью городами, говорящими языком ханаанским, могли быть крепости, гарнизоны которых включали иудеев. В таком случае в месте у рубежа (gəḇula) Египта с культовым присутствием Яхве (его «столпом») разумно видеть Элефантину и её иудейский храм.

Ядром 19-й главы Книги пророка Исайи должны были послужить слова придворного пророка царя Манассии. Любопытно, что иудейская традиция обвиняет Манассию в казни Исайи, а в Еврейской Библии всё связанное с его правлением строго цензурировано. Тем не менее, как оказывается, высказывания кого-то из его пророков дошли до нас, будучи приписанными Исайе.

После начала смуты в Ассирии Псамметих I из статуса её вассала перешёл в статус её союзника, вследствие чего, по всей видимости, под его командование перешли и посаженные ассирийцами в египетских крепостях гарнизоны. Гарнизон Элефантины при Псамметихе упоминает в своём сочинении Геродот: «Во времена царя Псамметиха египтяне выставили пограничную стражу в городе Элефантине против эфиопов, в Дафнах, что в Пелусийской области, – против арабов и сирийцев и в Марее – против ливийцев. Ещё и в наше время стоит персидская стража в тех же самых местах, как и при Псамметихе. И действительно, и в Элефантине, и в Дафнах находится персидская пограничная охрана. И вот, когда эти египтяне три года провели там, неся стражу, и никто не пришёл их сменить, они сообща решили тогда отпасть от Псамметиха и переселиться в Эфиопию» (История 2.30). Покинувших Элефантину египетских солдат могли сменить иудеи.

Об участии иудеев в войне Псамметиха против Эфиопии сообщает автор апокрифического Письма Аристея (II в. до н.э.): «…[Иудеев] много и раньше прибыло [в Египет] с персидским царём, а до этого и иные были отправлены на помощь Псаммитиху, чтобы сражаться против эфиопского царя, но их прибыло не так много, как переселил Птолемей, сын Лага» (ἤδη μὲν καὶ πρότερον ἱκανῶν εἰσεληλυθότων σὺν τῷ Πέρσῃ, καὶ πρὸ τούτων ἑτέρων συμμαχιῶν ἐξαπεσταλμένων πρὸς τὸν τῶν Αἰθιόπων βασιλέα μάχεσθαι σὺν Ψαμμιτίχῳ ἀλλ᾽ οὐ τοσοῦτοι τῷ πλήθει παρεγενήθησαν, ὅσους Πτολεμαῖος ὁ τοῦ Λάγου μετήγαγε) (13) (перевод В.Ф. Иваницкого).

К правлению фараона Априя (589-567 гг. до н.э.) относится найденная на Элефантине стела «начальника над дверями южных чужеземных стран» Эсхора (Несухора) с упоминанием в составе элефантинского гарнизона азиатских наёмников ‘ʔmw и sttyw, под которыми могут иметься в виду иудеи и арамеи. Демотический папирус из Элефантины конца правления фараона Амасиса (530 г. до н.э.) сообщает о походе в Верхнюю Нубию, в котором принимали участие две группы азиатов – rmt n ḫr и rmt n ỉšwr. Слово ḫr (Хурри) является старым египетским названием Сиропалестины, а словом ỉšwr египтяне называли Ассирию, но оно могло обозначать и арамеев (ср. егип. sḫ ỉšwr «арамейское письмо»).

В начале VI в. до н.э. пророк Иеремия знает об иудейской диаспоре в Южном Египте: «Слово, которое было к Иеремии о всех иудеях, живущих в земле египетской, поселившихся в Магдоле и Тафнисе, и в Нофе, и в земле Пафрос…» (Иер. 44, 1); «И отвечали Иеремии все мужья, знавшие, что жёны их кадят иным богам, и все жёны, стоявшие там в большом множестве, и весь народ, живший в земле египетской, в Пафросе…» (Иер. 44, 15). Название Пафрос (евр. patros) происходит от егип. pʔ tʔ-rsỉ «южная земля» и обозначает южную часть Египта, в которую входила в т.ч. Элефантина (др. упом.: Ис. 11, 11; Иез. 29, 14; 30, 14).

Сама Элефантина в Еврейской Библии ни разу не упоминается, в отличие от соседней с ней Сиеной. Пророк Иезекииль дважды (29, 10; 30, 6) упоминает Сиену (swnh < егип. swnw) как южную границу Египта. В книге Второ-Исайи (2-я пол. VI в. до н.э.) содержится пророчество о возвращении евреев из рассеяния: «Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и запада (yam), а другие из земли Синим (’rṣ synym)» (Ис. 49, 12). По смыслу «земля Синим» должна быть крайней южной точкой иудейского рассеяния, т.е. Сиеной, однако отличие в написании не позволяло говорить об этом с полной уверенностью. Сомнения развеяла находка кумранского Свитка Исайи, в котором соответствующая фраза звучит как ’rṣ swnyym «земля сиенцев» (1QIsaa206). «Сиенцами» иногда называли себя и сами элефантинские иудеи (А4.10:6). Таким образом, Второ-Исайя знал о существовании еврейской общины в Сиене (т.е. Элефантине) и считал её полноправной частью иудейской религиозной общности.

https://aquilaaquilonis.livejournal.com/942586.html

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author