Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

В зону и НА территорию

Есть ощущение, что в вопросе о чрезвычайных мерах и комендантских часах многие (непреднамеренно или с умыслом) упускают из виду существенную разницу между режимами «чрезвычайной ситуации» и «чрезвычайного положения»

Часть номенклатуры и обозревателей исходит из представления о том, что накануне вместе с мандатом на введение режима ЧС правительству перешло и неограниченное право жестко запереть население по домам

Переданные правительству особые полномочия регулируются законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№ 68-ФЗ от 21.

12.1994 г.)

Авторы поправок сумели обойти установленный в нем юридический критерий «зоны чрезвычайной ситуации» (конкретной территории, на которой она сложилась), распространив ее границы до общефедерального масштаба

Добавили возможность установления «обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения»

Но при этом без изменений остался пункт "д" статьи 10, согласно которому действия правительства по-прежнему не могут ограничивать права и свободы человека и гражданина

Все гражданские права и свободы зафиксированы в Конституции

Возможность их ограничения прописана в ст. 56 и возникает только в условиях чрезвычайного положения, которое (по № 3-ФКЗ от 30.05.2001 г.) уполномочен вводить исключительно Президент при наличии угрозы конституционному строю России или жизни и безопасности граждан (аварии, катастрофы, стихийные бедствия, эпидемии и т.п.)

Наделение аналогичными полномочиями правительства, с одной стороны, создавало бы нормативно-правовое дублирование, с другой – ослабляло институт президента, на что, разумеется, посягнуть никто не решился

Таким образом, режимы ЧС и ЧП в сущности демаркированы по старой схеме, и ключевая граница между ними (или одна из них) проходит по линии ограничения прав и свобод граждан

Это, в частности, означает, что хотя Госдума и уполномочила правительство устанавливать образные «правила поведения», но вводить ограничения на конституционную свободу передвижения и выбора места пребывания – по прежнему прерогатива Президента на основании ст. 11 ФКЗ «О чрезвычайном положении»

За правительством закреплено лишь право ограничивать доступ людей и транспортных средств В зону и НА территорию чрезвычайной ситуации (п. "а", ст. 10, № 68-ФЗ)

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author