Сегодня на базе МГТУ им.
Баумана состоялось седьмое заседание Рабочей группы Минобрнауки.
В центре внимания – организация обучения инженерно-технических специальностей в дистанционном формате, а также общие вопросы перехода в онлайн и противодействия распространению коронавируса.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков:
Перед длинней нерабочей неделей мы проводим последнее заседание. Каждый вуз по-своему уникален, но МГТУ им. Баумана выделяется. Это флагман инженерного образования России. Мы посмотрели на месте, как он справляется с переходом в дистант. Состоялся честный разговор. Инженерам оказалось очень сложно. Следует отметить, что уже сейчас в целом коллектив МГТУ адаптировался, но, с другой стороны, хочу отметить, что никаких бравурных отчетов от руководства не шло, а первые дни шла кропотливая работа.
Следующее заседание проведем после выхода студентов и преподавателей с каникул.
Две темы – вопросы противодействия вирусу и переход в дистант, а также опыт МГТУ им. Баумана.
[Министр поздравляет Алию Ермакову с днем рождения].
Социальное дистанцирование превыше всего.
Первое – Минобрнауки рекомендовало объявить каникулы для всех студентов. Понимаю, что были дискуссии. Мы созваниемся с многими ректорами. Даем себе отчет, что темп набрали, но в национальной рамке – решение неизбежное и необходимое. Прошу отнестись с пониманием. Проблем особых не было – приказами по вузам были объявлены каникулы.
Стипендии – ничего не меняется, она не уменьшается. Если есть сложности – эту работу можно организовать, каждый ректор в курсе, как это сделать. Никаких ссылок на нерабочую неделю при выплате стипендии быть не должно.
Второе – юридические нюансы со статусом работников в эти дни. Ответ содержится в указе Президента. Но Минобрнауки подготовило разъяснения относительно действий. Прошу изучить, а также обращаться к нам, мы информацию дадим.
Эти меры уже приняты, но с сегодня по 5-ое число включительно мы все в большинстве своем должны обратить внимание на следующие моменты:
Считаю, что все от ректора до студента должны показать пример всему обществу, как себя вести в этих условиях. Вы видите, какая развернулась компания, чтобы ответственно отнестись к здоровью. Если есть возможность минимизировать контакты – это надо сделать. Если есть возможность максимально побыть дома или на даче – также требуется сделать. От того, как мы ответственно отнесемся – от этого зависит результат. Учитывая, какая «армия» работает и учится в вузах – прошу все возможные ресурсы сегодня направить на информирование студентов и преподавателей. Очень важно, чтобы первые лица, ректор и его команда, профессора, деканы – показали собственный пример и прокомментировали ситуацию. Каникулы часто воспринимаются как возможность выйти в люди, а кровь горячая у молодежи. Здесь надо понимать, что самоизоляция критично важна и жизненно необходима.
Мы издали приказ, где прописано подробно, что необходимо сделать в отношении зданий и корпусов. Попрошу ответственных лиц, говоря простым языком – отмыть корпуса, провести полноценную работу по дезинфеции. Здесь возникают вопросы, кто это будет делать – предлагаю действовать так: приложить максимум, чтобы качественно обработать основную часть корпусов, особенно там, где есть случаи или подозрения или выявлены случаи. Используйте по максимуму эту неделю.
Посылаю сигнал всем, что мы будем внимательно смотреть, не в контрольно-надзорной логике, но сейчас возможно понять – правильно ли велась работа, те ли базы подключены, есть ли культура работы с онлайн-ресурсами. Что касается библиотек – важнейший вопрос. Особенно важно это для регионов.
Роспотребнадзор подготовил хорошие развернутые рекомендации: дезинфекция рук, термометрия. Это теперь не рекомендация, а необходимость. Это императив – это должно быть в каждом вузе. Это во многом вопрос доверия. Если министр говорит, а потом пишут, что этого нет – это означает, что я вас прошу, а вы должных усилий не прилагаете. Риторика у нас позитивная – мы не переходим в режим контроль-отчет-порицание. Мы работаем на доверии, которое я очень ценю. Исхожу из того, что каждый ректор – профессионал и способен справиться с ситуацией. Если кто-то из работников будет присутствовать – обязателен масочный режим. Особое внимание к вузам, расположенным в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге.
По уборке помещений посчитали излишним прописывать в императивной форме – рассчитываю на вдумчивое отношение, но качественную уборку с дезинфекцией обязательно необходимо провести. Если нет случаев в регионе или вузе – все равно необходимо принимать меры и работать на упреждение. Представьте себя на месте тех, у кого выявляются случаи – получается, что меры реагирования опоздали. 100 % гарантии снижения рисков мы дать не можем – в корпусах могли побыбвать носители вируса.
Кто будет на рабочих местах в вузах – внимательнейшим образом обратить на рекомендации.
Группа риска – традиционно те, на кого мало обращаем внимания. Пункты питания скорее всего должны быть закрыты. Надо запретить приемы пищи на рабочих местах или организовать специальное помезение. Обратите внимание на тех, кто занимается клинингом и охраной – они контактируют с очень большим количеством людей. На них обычно не обращают внимание, но опыт показывает – действия по профилактике дают результат, в том числе с такими категориями трудщихся.
За эту неделю постараемся ответить на все вопросы, которые были обозначены: практики, итоговая аттестация, промежуточная, а также приемная кампания. Хочу обратить внимание на два момента. Думаю, мы все должны размышлять, как минимизировать количество контактов по вступительным испытанием. Часть экзаменов творческой направленности не заменить, но те дополнительные испытания, которые можно провести онлайн – надо готовиться к этому. Для сессий, ИГА и вступительной кампании крайне важной становится система распознавания лиц (прокторинг). Пока есть только частный опыт. Если потребуется – к лету нужны будут апробированные системы. Мы уже ведем работу с одной из крупнейших кампаний. В апреле надо тестировать на готовность. У нас конец мая, июнь и июль будут жаркими – сессии (в том числе, перенесенные с весны), приемка.
После следующей недели дадим ответ – будет ли сдвижка приемной кампании. Скорее всего она будет в рамках трех летних месяцев. Есть опция подачи документов онлайн. Надо не позднее конца июня развернуть работу. Нужно готовиться к тому, что мы зачислять будем позднее. Учебный год должен начаться с 1 сентября, но один из базовых сценариев – небольшое смещение по срокам как минимум вступительных испытаний и зачисления. Зависим от того, как будет принято решение по ЕГЭ наших коллег из Минпросвещения.
Мы имеем четкое представление о вызовах, проблемах. Выработано единое понимание. Нужно организовать работу, чтобы принимать долгосрочные решения с учетом этого опыта.
Напоминаю всем, что по следующему заседанию мы ориентируемся на 6 апреля, проинформируем всех заранее. Министерство не все уходит на выходные, но демонстрирует пример ответственного отношения. Остается 10% или чуть больше сотрудников. Мы всегда будем на связи, но грядущая неделя – для социального дистанцирования в оффлайне, а в онлайне – чтобы стать друг другу ближе. Опираюсь на ассоциации вузов – они как раз и создавались для выработки единой позиции.
6-го мы обнародуем результаты по студенческому вопросу, затем – по преподавателям. Видел результаты другого опроса, могу сказать – в общем они отражают то отношение, которое у нас сформировалось. Переход в дистант – это не хорошо или плохо, а реальность. Неделя дает время принять нужные решения. Переждать вряд ли удастся.
Борис Падалкин (первый проректор — проректор по учебной работе МГТУ) рассказал об опыте организации обучения по инженерно-техническим направлений подготовки в дистанционном формате.
В инженерном образовании велик объем лабораторных и практических работ, курсовое и дипломное проектирование с помощью специального ПО. В целом ряде программ используются сведения ограниченного оборота.
Самое главное – создавать инструменты обратной связи.
Первая неделя была каникулярной – происходила настройка технических средств. С 23 марта – апробация всех форм дистанционного обучения и переходим к отработке способов текущего контроля и аттестации. В ряде случаев применяется оборудование и программные средства, которые никаким образом нельзя использовать в дистанционном формате.
К 23 марта созданы инструменты дистанционной работы, где нельзя – дисциплины перенесены на следующий семестр.
В основном работаем на собственной платформе. Большую роль сыграло создание ресурсно-методического центра по работе с инвалидами. Встала задача только масштабирования.
Наиболее сложная проблема – быстрое обучение всех коллег к использованию всех этих методов. В локальной сети запущены обучающие инструменты, работают и коллеги, и студенты-волонтеры.
Ключевое – личный кабинет студента с принципом одного окна. Там студент получает всю информацию – расписание, ссылки. Ничью инициативу не сковывали.
Применяемые платформы – BigBlueButton (75%) – ее использовали и ранее, MS Teams (20%), TrueСonf (5%). Нужен контроль и обратная связь со стороны управленцев.
На старших курсах используются дорогие профессиональные пакеты и оборудование. От 30 до 40% придется или заменять математическими моделями, или сдвигать.
Принципиальных сложностей с аттестацией в дистанционном формате. Домашние задания и темы курсовых и так рассылались по почте, размещены материалы, открыта ЭБС, платформа онлайн-курсов для доступа.
Есть система прокторинга. Есть проблема с рубежным контролем и контрольными работами. Работаем над интеграцией Moodle. Принципиальных проблем нет.
Задача в полном объеме проведение промежуточной аттестации не ставилась и такая работа не проводится. Более простые меры – составление КИМ, чтобы на поиск и списывание не хватило времени. Главное – организационные и разъяснительные меры.
Если говорить о масштабировании – необходимо создание общероссийской системы прокторинга.
Итоговая аттестация вызывает меньше опасений. Необходимо создать связь научных руководителей со студентами. Основное внимание внешним совместителям. Их нельзя потерять – нужна постоянная связь. Требуется обеспечить выпускников качественными данными и методической поддержкой.
Будем думать и об оффлайн-формах, когда они необходимы. Целый ряд преддипломных практик будет перенесен в университет. Процесс подготовки работ идет – опасений у студентов выпускных курсов меньше. Рассчитываем, что успешно будет работать система Антиплагиат, собственный банк ВКР. Защиты в дистанционном режиме возможны в виде видеоконференции. Сложности могут быть с представлением твердых копий и работами, выполняемыми без использования сети Интернет. Постараемся выдержать все сроки. Можем сдвинуть каникулы.
Онлайн-ресурсы стали значительно более популярными. На одну четверть увеличили число подключений корпоративной почты. Это основной канал связи через личный кабинет.
Ярослав Кузьминов (ректор НИУ ВШЭ): Два предложения. Нам понятно, как организовывать прием в бакалавриат и специалитет. Но во многих вузах совершенно не отработано онлайн-поступление в магистратуру. Имело бы смысл создать группу из вузов, которые бы могли создать рекомендации.
Второе – предложил бы сделать национальное исследование: Цифровые ресурсы и и их использование в образовательном процессе. Надо собрать группу ректоров, которые представляют различные типы вузов и оперативно провести опрос. Есть ощущение, что пока значительную часть ресурсов, которые уже есть – пока не используем в образовательном процессе.
Видео-запись заседания: https://youtu.be/oxQm3k5eK28