13 марта, 1910 года в журнале «Речь» вышла статья А.
Н. Бенуа́ о художнице З. Е. Серебряко́вой.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года. Она была младшим ребёнком в многодетной семье известного скульптора Е. А. Лансере́ и его жены, дочери архитектора Н. Л. Бенуа. В детстве Зины почти все окружающие её близкие рисовали.
На лето семья выезжала в деревню Нескучное под Харьковом. Девочка рисовала здесь прекрасную природу — широкие пашни и луга, фруктовый сад. Зарисовывала работающих крестьян.
Зина училась рисованию сначала в петербургских мастерских М. К. Те́нишевой и О. Э. Браза, потом в Париже.
Первую известность молодой художнице принёс написанный в Нескучном автопортрет. В письмах Серебрякова рассказывала, как, потеряв из-за ранней зимы возможность писать крестьян, она начала «рисовать себя и забавлялась изобразить всякую мелочь» на женском туалетном столике с зеркалом.
Скромная комната. В зеркале отражаются простенькие флакон духов, булавки, платочки, бусы и свеча в подсвечнике. Перед зеркалом расчёсывает волосы юная девушка, от которой веет здоровьем и счастьем. По словам искусствоведа Александра Бенуа, этим бесхитростным и очаровательным произведением Серебрякова «подарила русскую публику улыбкой во весь рот».
На картине «За завтраком» художница изобразила своих детей, сидящих за столом. Задумчив светловолосый восьмилетний Женя. Живо смотрят на рисующую их мать и зрителей семилетний Шура и ещё не достигшая трёх лет боевая Таня. Видны руки бабушки, разливающей суп. Яркие контрастные цвета — синяя одежда, белая скатерть и фартучек Тани, жёлтый кувшин — создают радостное, светлое ощущение детства.
Лето семья взрослой художницы по-прежнему проводила в Нескучном. Серебрякова увлечённо рисовала крестьян и крестьянок: на сенокосе, на жатве, в саду.
Вот безмятежно раскинулась на траве притомившаяся от работы «Спящая крестьянка». А вот трудятся четыре женщины в зелёно-красно-белых одеждах под низким светлым небом на картине «Беление холста».
Классической гармоничностью, мощью, спокойствием поз и ритмичностью движений крестьянки Серебряковой напоминают статуи древнегреческих богинь и фрески эпохи Возрождения.
Серебрякова всю жизнь оставалась мастером детского портрета. Своих детей она любила рисовать в самых обыденных ситуациях — за столом, играми, чтением. В картине «Карточный домик» на лицах детей художницы видно живое ожидание и одновременно опасение крушения домика. Особенно яркие чувства написаны на лице повернувшейся к нам маленькой Кати.
Теплом пронизана и картина «Автопортрет с дочерьми», на которой изображены две прижавшиеся к матери дочки.
Оставшись без рано умершего мужа, в 1924 году Серебрякова поехала в Париж, чтобы заработать денег на содержание близких. Обстоятельства сложились так, что художница не вернулась из эмиграции. Там она тосковала по родине и по оставшейся дома части семьи.
В 1965 году в СССР с успехом прошла выставка работ Серебряковой. Пожилая художница начала получать письма от незнакомых людей. «Всё это внимание меня несказанно трогает! Тут ведь во Франции никакого отклика на моё художество нет (да я и не жду)», — писала она родным в СССР.