Вернадский — основоположник комплекса современных наук о Земле – геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и других, создатель многих научных школ, академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1912; академик Российской АН с 1917), первый президент АН Украины (1919).
Владимира Вернадского можно смело причислить к гениям, и недаром его научные достижения сравнивают с наработками Исаака Ньютона, Чарльза Дарвина и Альберта Эйнштейна. Слишком глобальны были открытия Владимира Вернадский (1863–1945) для всего человечества. Кроме того, что он автор более 700 научных трудов, знаменит как:
1. Основатель целой науки биогеохимии, изучающей химический состав живого вещества и геохимические процессы, протекающие в биосфере Земли, на основе которой Вернадским была открыта первая в мире биогеохимическая лаборатория (в настоящее время Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН).
2. Основоположник геохимии – науки о химическом составе Земли и окружающих нас планет, об объективных законах движения элементов и изотопов в различных геологических средах и процессах формирования почв, горных пород и воды на земле.
3. Автор термина и новой науки – ядерной геологии (радиогеологии), открытой им... в 1935 году, изучающей закономерности. происходящие в природе ядерных превращений и их проявление в геологических процессах. После его инициативы на территории СССР начался поиск природных месторождений урана и радия.
4. Владимир Иванович развивал традиции русского космизма (учение о ноосфере), опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса, теории о рождении и эволюции Вселенной, согласно которому космос не хаос, а "структурно–организованное упорядочение мир", в котором человек – это не гражданин (раб, подмастерье, рабочий) какой–то страны, а "гражданин мира".
5. Крупнейший ученый как минимум еще в 12 (!) отраслях науки, внесший важнейшие открытия, актуальные по сей день. А именно: в кристаллографии, геологии, радиогеологии, метеоритики, палеонтологии, почвоведении, биогеохимии, минералогии, геохимии, биологии, а также философии и истории.
Отношения Вернадского с церковью нельзя назвать простыми. Ученый был агностиком и серьезно увлекался эзотерикой. "Я по природе мистик, — писал он, — я интересовался религиозно–теологическими построениями, спиритизмом... чувствовал вокруг себя присутствие сущностей, не улавливаемых теми органами чувств, которые дают пищу логическому мышлению...". По отношению к христианству Вернадский был почти ересиархом: "Пора избавиться от узкого христианского деления на дух и тело. Настоящая душевная жизнь, настоящая идейная сторона жизни состоит именно в использовании лучших сторон и тела, и духа". Из всех "посмертных концепций" с наибольшим пиететом относился к восточным представлениях о метапсихозе, переселении душ. При этом Вернадский оставался агностиком и заявлял, что в вопросах жизни и смерти "путь решения не может привести к удовлетворению". Весной 1920 года Вернадский серьезно болел тифом. Тогда он увидел своё будущее: "В мыслях и образах, мне пришлось коснуться многих глубочайших вопросов жизни и пережить как бы картину моей будущей жизни до смерти а умру я между 80–82 годами Я ясно стал осознавать, что мне суждено сказать человечеству новое в том учении о живом веществе, которое я создаю, и что это есть мое призвание, моя обязанность, наложенная на меня".
Вернадский был не только агностиком, но и идеалистом. Он верил в то, что развитие человечества приведет к тому, что у власти будут находиться ученые. По Вернадскому, это будет "диктатура разума".
В мировой политике Вернадский не видел идеального строя, ему был равноценно чужд и капитализм, и большевизм. Ученый говорил: "Царство моих идей впереди — впереди время науки, царство крупных диктаторов ученых".