В 1230 г.
Новгород и значительную части Руси охватил жесточайший голод. Несколько неурожайных лет подряд завершились фактически природной катастрофой, когда нескончаемые ливневые дожди погубили посевы. Вот как об этом пишет Никоновская летопись:
В лето 6738 [1230] … И разгневался Бог, и опустошил землю, и пошел дождь от Благовещенья [25 марта] до Ильина дни [20 июля], день и ночь, и наступил холод и были большие морозы, побившие все зерно, и покупали хлеб по восемь кун, а четверть ржи [по поздним данным эта мера вмещала около 56 кг зерна] по 20 гривен новгородских [что составляет 4 кг серебра]… а пшеница по 40 гривен новгородских [8 кг серебра], а пшено по 50 гривен новгородских [10 кг серебра], а овса четверть [56 кг] по 12 гривен [1,2 кг серебра] и был мор людям от голода такой, что не было сил даже погребать их… не только мертвецов ели, но и живые люди друг друга убивали и ели, а также конину, и собак, и кошек, и других животных, каких где поймают ели, другие же мох, сосну, ильм, кору липовую и листья ели…
Умерших было огромное количество, летопись сообщает о сооружении новых и новых массовых кладбищ. Более мене благополучная ситуация была только в Киеве, а вот Новгород по словам летописца был уже при конце своём, а Русская земля близка к погибели. Но неожиданно пришла помощь от соседей.
В лето 6739 [1231]… Немцы же заморские, как услышали, что голод по всей Русской земле и в Новгороде, пришли в бесчисленных кораблях со всяким зерном и с мукою в Новгород и во всю Русскую землю, и сотворили много добра…
Но несмотря на это урон от голода был колоссальный, в том же Новгороде в культурном слое читаются следы запустения охватившего целые районы города на десятилетия.
«Голод в 1230 г. Миниатюра Лицевого летописного свода, XVI в.»