Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

Об отделении церкви от государства и школы от церкви

01 февраля (19 января) 1918 года

Разрыв с церковью.

Народный комиссар по государственному призрению А. Колонтай постановила выдачу средств на содержание церквей, часовен и совершение церковных обрядов прекратить, выдачу же содержания священнослужителям и законоучителям прекратить с 1 марта с. г., согласно постановлению комиссариата труда о выдаче четырехнедельного заработка при закрытии предприятия.

Безработному причту[?], выразившему желание работать на благо народа, может быть предоставлена работа по комиссариату государственного призрения.

Церковные службы и требы могут продолжаться при условии возбуждения ходатайства коллективами верующих с обязательством принять на себя ремонт и содержание помещений, инвентаря и служащих. (Соб. корр.)

РЕЛИГИОЗНЫЙ МИТИНГ.

Вчера в единоверческой церкви состоялся религиозный митинг, на котором обсуждался вопрос о захвате Александро–Невской лавры и о предстоящей конфискации церковного имущества в пользу государства.

...

Настроение митинга пожелали учесть темные лица, заявившие в своих речах, что в Смольном будто бы, готовится декрет о запрещении литургии.

Решили в воскресенье выйти с крестным ходом и от Александро–Невской лавры пойти к Смольному, а затем по всему Невскому. На крестный ход решено призвать все петроградские приходы.

Этот крестный ход должен быть демонстрацией против политики Смольного.

На митинге решено. что если митрополиту будет грозить какое–либо насилие, то ударить большой колокол и это будет сигналом для сбора всех истинно–православных на защиту владыки.

03 февраля (21 января) 1918 года

ДЕКРЕТ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ ЦЕРКОВНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩЕСТВАХ.*

3. Каждый гражданин может исповедыватъ любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.

...

5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан и Советской Республики. Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.

6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.

...

8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений.

9. Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.

10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими ни преимуществами, ни субсидиями, ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.

11. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных или религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются.

12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.

13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием.

Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.

05 февраля (23 января) 1918 года

Грандиозный крестный ход в Петрограде.

Вчера состоялся грандиозный крестный ход к Александро–Невской лавре, а оттуда — к Казанскому собору. В крестном ходе участвовало несколько сотен тысяч человек.

Крестный ход прошел спокойно, без всяких столкновений.

На паперти Казанского собора митрополит Вениамин обратился к народу с речью, в которой сказал, что, «видя такую массу народа, участвующего в крестном ходу, Он заключает, что Христос Воскрес, и он не боится за судьбу церкви».

12 февраля (30 января) 1918 года.

Старообрядцы в Смольном.

Сегодня Смольный институт посетила делегация от петроградских старообрядцев. Депутация была принята Бонч–Бруевичем. Старообрядцы обратились с официальным вопросом: распространяется ли декрет об отделении церкви от государства также и на старообрядческие церкви, и подлежат ли отобранию у них капиталы и имущества? Бонч–Бруевич заявил делегации, что их опасения не имеют никаких оснований, так как совет народных комиссаров не предполагает покушаться на неприкосновенность имущества старообрядческой общины, в большинстве приобретенного на средства от добровольных пожертвований.

17 (04) февраля 1918 года

Раннее Утро. ТУЛЬСКИЙ РАССТРЕЛ..

Впервые за всю революцию Тула пережала жуткие дни, закончившиеся кровавыми событиями.

События нарастали там:

29 января революционный комитет обложил торгово — промышленников новой контрибуцией в три с половиною миллиона.

30–го в Новом театре состоялся грандиозный митинг промышленников. Присутствовало свыше трех тысяч человек; вынесена резолюция; контрибуции не вносить.

...

Ночью были арестованы председатель митинга Дмитриев и до двадцати крупнейших промышленников, в их числе Платонов, Баташов, Салищев.

Тула глухо волновалась. Вечером 1–го февраля город был объявлен на военном положении с воспрещением демонстраций и шествий.

2–го февраля [в Туле] был назначен крестный ход в виде протеста против декрета об отделении церкви от государства. С утра и Кремлю стали стекаться многотысячные толпы народа. После богослужения в соборе молившиеся вышли из Кремля, намереваясь пройти к Киевской улице...Первой вышла процессия с хоругвями, на руках несли чтимую икону Казанской Богоматери.

Раздался залп в воздух. Процессия двигалась, залпы продолжались. Затрещали пулеметы, установленные у Кремля. Впереди шёл старый рабочий с крестом в руках: его остановили, скрестив ружья и направив на него револьвер.

Жуткая минута. Старик крестом выбил револьвер и пошел вперед, за ним двинулась толпа; раздались новые залпы, улица скрасилась кровью, упади первые убитые и раненые.

В этот момент из Кремля вышло духовенство, облаченное в ризы. Впереди шел епископ Ювеналий — старец с аскетическим лицом, с поднятыми благословляющими народ руками. Раздался новый залп. Ювеналий упал и, говорят, был ранен.

Священники бросились назад, снимая на ходу облачение. Толпа металась и в панике бежала. На улицах валялись убитые и раненые.

На посольской улице пулеметы были установлены на колокольне.

Убитых насчитывают тринадцать, раненых—много. В числе убитых —два рабочих оружейного завода

...

Новый день. Стрельба в крестный ход в Туле.

В Туле во время крестного хода произошла перестрелка. Много убитых и раненых. Ранен в голову епископ Ювеналий. Петроградское телеграфное агентство передает происшедшие в Туле события так.

15 февраля в 12 1/2 час. для из Кремля под колокольный звон и в сопровождении массы народа двинулся крестный ход. Начальник местного революционного отряда до начала крестного хода просил не организовывать шествия в целях предотвратить эксцессы. Выставленный около Кремля патруль двинулся впереди крестного хода. Напиравшая на отряды толпа чуть не смяла патруль.

В это время один из участвующих в крестном ходе схватил за револьвер начальника отряда, другие же стали хватать за штыки солдат. В это время раздались первые выстрелы из соседнего дома. В ответ на это патрулем было произведено несколько выстрелов в нападавших на толпы. Масса рассеялась, отвечая выстрелами в результате коих на месте столкновения оказалось 7 раненых и 5 убитых.

23 (10) февраля 1918 года

Против гражданского брака.

Особая соборная комиссия о мерах по поводу декретов гражданской власти предлагает церковному собору разъяснить чадам церкви, что 1) гражданский брак не может заменить церковного брака; 2) совершающие расторжение церковного брака простым заявлением у светской власти являются повинными в поругании таинства брака, 3) вступающие на основании такого развода в новые браки являются повинными в многоженстве и прелюбодеянии, за что налагается эпитемия и отлучение от святых таинств.

26 (13) марта 1918 года

Анафематствование.

В воскресенье, в кафедральном соборе Христа Спасителя с большою торжественностью был совершен чин анафематствования.

...

Митрополит Антоний произнес слово, в котором отметил настоящие гонения на церковь и выразил уверенность, что церковь скоро восторжествует.

....

4 Апреля 1918.

Церковь и советская власть.

Совет народных комиссаров, обсудив вопрос об издании дополнительных распоряжений к декрету об отделении церкви от государства, постановил закрыть кредиты специальных средств, так называемые церковные суммы обратить в пользу казны и остатки этих сумм также зачислить в пользу казны.

17 (04) апреля 1918 года

Патриарх о моменте.

В церкви Николая Чудотворца, что в Воробине, состоялось торжественное богослужение, на котором московский патриарх Тихон произнес слово о переживаемых событиях.

Патриарх говорил о том, что Россия больна проказою, все ее тело покрыто язвами и струпьями, чахнет она от голода, истекает кровью от междоусобной брани. И, как у прокаженного, отпадают части ее, — Малороссия, Польша, Финляндия, и скоро от великой и могучей России останется только одна тень, жалкое имя....

1–ое мая и церковный собор.

Церковный собор постановил в виду того, что 1–е мая выпадает на Страстной неделе, рекомендовать всем православным воздержаться в этот день от участия в каких бы то ни было празднествах, не устраивать шествий с музыкой, пением и т. д.

По поводу этого постановления уже ведется агитация в рабочих кварталах, в особенности среди отсталых слоев и среди женщин.

...

Те люди, которые превратили религию в торговлю, которые расценивали на золото и керенки «тело и кровь» Христовы и не считали это оскорблением Христовой веры, — эти люди вдруг нашли, что если рабочий на Страстной неделе будет участвовать в первомайской демонстрации, вся христианская вера от этого погибнет.

09 мая (26 апреля) 1919 года

Еще о национализации женщин и об отношении к церкви.

Корреспонденту «Таймса» в Гельсингфорсе передают из Риги: «Президент латышского большевистского правительства Стучка обнародовал указ, по которому национализуются все женщины от 17 до 45 лет. По другому указу отменяется всякая поддержка духовенства, как государственными, так и местными управлениями. Богослужение допускается лишь раз в неделю, и те, кто желает присутствовать, должны платить вдвое больше, чем за вход в театр.

18 (05) июня 1919 года

Священники на службе.

Наркомтруд разъяснил, что священники, ищущие труда, должны регистрироваться и направляться на работу Подотделами Учета и Распределения Рабочей Силы на общих основаниях, поскольку служба в церкви не совпадает по времени с предоставляемыми священникам занятиями. Платье священника не должно служить препятствием к занятию им какой–либо должности в учреждении, в том числе и советском.

02 июля (19 июня) 1919 года

Контр–революция на казенный счет.

Государственный контроль обратил внимание на странное положение, создавшееся в связи с церковными выступлениями известных артистов Неждановой, Петрова, Пирогова и др. Участие их в церковных службах, рекламируемое широковещательными афишами, привлекает интерес к культу со стороны населения и тем одновременно способствует приливу средств к религиозным организациям. а между тем в этих религиозных организациях к тому нередко произносятся контр–революционные речи и ведется антисоветская пропаганда. Заказы на афиши в этих концертах проходят через «Центропечать» В.Ц.Н.К. и, наконец, артисты эти состоят на советской службе.

13 июля (30 июня) 1919 года

ПОКУШЕНИЕ НА ПАТРИАРХА ТИХОНА.

12–го июля, около 2–х часов дня, по окончании службы в храме Христа Спасителя, когда патриарх Тихон выходил из церкви, на него произведено покушение.

Покушавшаяся женщина была задержана милиционером и доставлена в М.Ч.К,

...

Спрошенный потерпевший патриарх сказал, что при выходе из храма Христа Спасителя вместе с толпой народа он ощутил как бы сильный щипок в правом боку, но особенного внимания на это не обратил и пошел к коляске....

Спрошенная задержанная женщина оказалась Пелагеей Кузьминишной Гусевой, крестьянкой Симбирской губ., проживающей в г. Сызрани, 45 лет, вдова, имеющая троих детей, вероисповедания православного. При допросе она показала, что была религиозной с самого раннего детства и с 18 –ти летнего возраста, будучи еще девушкой, она часто ходила по монастырям и святым местам. Наблюдая священников, монахов и других духовных лиц, Гусева начала сомневаться в искренности и действительном их служении церкви для проведения в жизнь идей Христа.

...

Из произведенного дознания можно заключить, что покушение произведено исключительно на религиозной почве. По делу производится дальнейшее следствие и Гусева будет предана публичному суду.

27 (14) сентября 1919 года

О страховании строителей церковного культа.

На тех служителей духовных культов, которые в настоящее время обслуживают религиозные потребности населения, распространены все виды социального страхования, поскольку община будет за них вносить установленное процентное отчисление. О служащих находившихся на службе до отделения церкви от государства сделан коллегией губобезтруда запрос в центр.

*Декрет СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви на территории РСФСР утратил силу постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 года.

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author