Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

«долг участия»

Наука, образование и инновации остаются в центре внимания президента и высших сановников страны.

Этот постулат еще раз нашел свое подтверждение во время встречи со студентами ведущих вузов, школьниками, преподавателями и наставниками, которую провел глава государства в «Сириусе».

Отметим, что на этот раз встреча прошла именно со студентами – поскольку уже вполне пора показать президенту, как воспитанники «Сириуса» расправляют крылья во взрослой университетской жизни. Заодно это демонстрирует сквозные траектории образования, которыми пользуются выпускники фонда «Талант и успех».

В фокусе усилий государственной политики: синхронизация образовательных и карьерных траекторий молодежи, особенно талантливой, с ключевым направлениями развития страны – то есть научно-технологического, социально-экономического, цифрового и управленческого прорыва.

«Нам очень бы хотелось, чтобы вы как выпускники «Сириуса» двигались семимильными шагами вперёд, чтобы ваши личные планы и надежды личностного, профессионального роста совпадали с трендами развития страны. <…> Потому что то, что сейчас происходит – вы лучше, чем я, можете, наверное, рассказать каждому, что происходит в мире инноваций, в мире технологий, перед какими вызовами стоят практически все страны мира и наша страна тоже. Очень важно, чтобы эти вызовы мы прошли легко, с удовольствием и с максимальным результатом», - отметил президент.

А также он анонсировал грядущее проведение Совета по науке и образованию при Президенте и заседание президиума Госсовета (профильной рабочей группы) по данной теме. И если для Татьяны Голиковой такие мероприятия не вносе, а Валерий Фальков привык к стратегическим сессиям с разбором ошибок «по гамбургскому счету», то Сергею Кравцову, а также будущему руководителю Рособрнадзора (здесь есть очень интересная интрига) придется в оперативном режиме осваивать новые формы обсуждения и политеса.

В словах Владимира Путина прозвучал явный тренд на переформатирование «экспертной среды» - от мнения чистых управленцев он бы желал перейти к изучению позиций коллег, профильных специалистов и молодых исследователей, в том числе – студентов. Собственно, приход Валерия Фалькова на должность министра науки и высшего образования с ректорской должности является подтверждением данной траектории. А вопросы учета мнения школьников и студентов не раз поднимались во время встречи.

Тем более, что траектории становятся все более спиральными – ученики все чаще занимают позиции наставников. Это еще одна новация, отрабатываемая в «Сириусе» и очевидно готовая для тиражирования на всю образовательную систему. И более того – сочинский центр под началом Елены Шмелевой начинает рассматривать каждого своего слушателя или выпускника не как атом, а скорее, как узел, связанный с теми, кто выступил наставником и руководителем для него (нее), а также с теми – для кого он(а) станет советником и помощью в реализации проектов.

Именно на базе «Сириуса» в одной из наиболее ярких форм будет находить свое воплощение клубная культура – в рамках ассоциации выпускников. Через представителей этого союза – амбассадоров – пойдет распространение идей о достоинствах и преимуществах «Сириуса» в регионы. Напомним, что там уже существуют региональные партнеры, которые готовы предоставить площадки и обеспечить ретрансляцию нужных сигналов.

Фактически на базе информирования и максимально глубокого анализа молодежи с целью выявления одаренных будет выстроена система тотальной классификации отечественных школьников, а также вероятно – и части студентов. Цели у создателей, конечно, благие, но вот использовать данный механизм можно очень по-разному. Пока что Елена Шмелева пользуется явной индульгенцией от подобных неудобных вопросов со стороны силовых служб, но бесконечно этот карт-бланш длится не будет. Тем более, как мы помним – создатели единых информсистем сталкиваются с часто непреодолимыми препятствиями в виде защиты персональных данных или позиции спецслужб.

Весьма четко Владимир Путин продемонстрировал новый расклад сил в области школ – есть президентские проекты («Сириус»), а есть те, кто будет их воплощать, всячески содействуя. Именно такую роль определил президент новому министру просвещения Сергею Кравцову. В части работы с талантами и соответствующего дополнительного образования у Минпросвещения роль будет технико-вспомогательная.

Отдельное темой прозвучала связь предоставленных возможностей – ответственности – потребности передать что-то людям: воспитанники «Сириуса» при горячей поддержке Владимира Путина активно занимаются волонтерством и популяризацией спорта и здорового образа жизни.

Модель «Сириуса» тиражируется – сейчас уже в 56 регионах страны присутствуют «филиалы» – а в дальнейшем процесс должен захватить всю территорию России, местами скорее всего даже «пойти по второму кругу».

Центр внимания переносится на регионы, в которых вузы должны стать драйверами научно-технологических, инновационно-промышленных и социально-экономических прорывов.

И здесь, как отметил президент, выдерживается четкая траектория на развитие мощных региональных центров:

«Нужно развивать просто вузы на местах, прямо там, где люди живут, учатся, и там же они должны найти место работы. Нужна большая связь – мы об этом все время говорим последнее время – с рынком труда, с работодателями. Напрямую надо работать – первое.

Второе – нужно прекратить безразмерно раздувать вузы в тех городах, о которых Вы сейчас сказали: Москва, Петербург. Там уже есть вузы, они замечательные, хорошие, мы их поддерживаем. Федеральные университеты, исследовательские университеты – целую сеть мы сделали. Нужно уделить внимание вузам на местах в широком смысле этого слова».

Не менее важными оказались слова о будущем политическом устройстве России.

«Во-первых, наша страна должна быть, безусловно, сильной президентской республикой – первое. Потом, еще у нас такое количество наций, национальностей, различных укладов жизни – все это интегрировать в рамках парламентской республики, на мой взгляд, практически невозможно. То, что Вы предлагаете, будет подрывать институт президентства. Думаю, что для такой страны, как Россия, это неприменимо.

В разных странах разная ситуация, разная история этих стран, разная культура. У нас, если появится какой-то институт над Президентом, это будет означать ничто другое, как двоевластие – абсолютно губительная ситуация для такой страны, как Россия».

Таким образом Владимир Путин ответил на вопрос, собирается ли он играть роль «Верховного наставника» – судя по всему, нет. Его больше интересует эффективно работающая деперсонализированная модель, которая сможет легко пережить смену персон у руля того или иного института.

Несколько раз в ходе разговора всплывала тема индивидиуализации образовательных траекторий. Ректорам лишний раз напомнят (пока устами Татьяны Голиковой), что работу в этом направлении нужно интенсифицировать, причем с реальным результатом. Кстати говоря, хотя это и не прозвучало на встрече, но одним из ярких примеров является Тюменский госуниверситет, недавно перешедший на полностью индивидуализированные учебные программы. А в итоге его ректор Валерий Фальков стал министром науки и высшего образования. Хороший намек традиционалистам по вопросу учебных планов.

Президент также четко отметил траектории образовательного прорыва – это цифровизация для индивидуализации.

В ходе дискуссии снова встал вопрос об инициативных грантах – выдаваемых на конкретные исследовательские действия в основном по имеющимся заслугам ученого или коллектива и без жесткого спроса за результат. Эдакие «гранты на скорую руку».

Идею поддержал Станислав Смирнов, отметив, что необходимы какие-то гранты на свободный поиск, какое-то базовое финансирование, скажем, по предыдущим заслугам лаборатории или института, дифференцирование финансирования институтов и факультетов существующих.

Впрочем, Владимир Путин все же отстоял достаточность гибкость имеющейся системы поддержки ученых – особенно применительно к конструируемой на базе «президентской программы» РНФ (а изначальными корнями были мегагранты) единой системы поддержки молодых исследователей.

Хотя идея небольших «грантов-трамплинов» все же заинтересовала президента и была отправлена на осмысление Андрею Фурсенко.

Разговор с активной и талантливой молодежью не мог в итоге не вывернуть к пласту проактивности и ответственности каждого гражданина за судьбу страны и нацпроектов.

«Вы знаете, если каждый человек на своем месте осознает, что успешная реализация этих национальных проектов и достижение национальных целей, которые мы перед собой обозначили, это важно для страны, важно для каждого из нас, и каждый хоть что-то немножко сделает, – успех тогда будет обеспечен.

Ответ будет на первый взгляд даже несколько простоватым и примитивным: просто нужно хорошо делать свое дело – то, чем Вы занимаетесь и что Вам нравится.

Мы хотим вас услышать. Этот разговор не пустой для нас, не просто так мы это делаем», - отметил президент.

И снова, уже в который раз во время общения Путина с молодежью в голове начали звучать знаменитые первые аккорды, призывающие в итоге «просто помнить долг от первого мгновенья до последнего».

Именно этот «долг участия» и является одним из ключевых качеств «россиянина 2.0».

А уж в итоге «Сириус» и Елена Шмелева однозначно подтвердили свой приоритет на значительную долю тем, связанных с наставничеством. Недаром первый конкурс грантов РФФИ по научному наставничеству был проведен именно совместно с «Сириусом».

Более технические детали оказались не менее интересными. Андрей Фурсенко еще раз поставил на вид научному сообществу (читаем – Академии наук), что то никак не может договориться само с собой, какими же должны быть наукометрические показатели. И снова в сторону РАН прозвучал однозначный намек: не будет системных и проработанных идей – никто вас слушать не будет.

«Сириус» сам по себе является соцлифтом, но при этом – стимулятором необходимых перемен. По основным идеям, прозвучавшим во время встречи с президентом, можно четко сделать вывод – молодежные лифты будут развиваться и самостоятельно (благо на президентской платформе «Россия – страна возможностей» их уже довольно много), так и в виде «молодежной» программы более масштабных профессиональных инициатив – от «Учителя будущего» до «Лидеров России».

Итак, «Сириус» сохраняет широту (наука-искусство-спорт) и сквозной характер траекторий, предлагаемых талантливой молодежи. На базе «Сириуса» начинает формироваться истинно клубная модель со всеми ее достоинствами – в этом смысле она будет очевидно включена и интегрирована в текущую кадровую политику Кремля.

http://kremlin.ru/events/president/news/62636

https://t.me/scienpolicy/7569

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author