Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

Николай Петрович Каманин и Аркадий Каманин

На фото: Командир 5–го штурмового авиакорпуса Герой Советского Союза генерал–майор Николай Петрович Каманин и летчик 423–й отдельной корпусной авиаэскадрильи связи ефрейтор Аркадий Каманин в кабине самолета У–2.

Аркадий Каманин — сын генерал–полковника Н.П.Каманина одного из восьми первых Героев Советского Союза, медаль №2, участника операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин», организатора и руководителя подготовки первых советских космонавтов (1960—1971), родился 2 ноября 1928 года на Дальнем Востоке. Короткое время жил в известном Доме на набережной, в котором его семья получила квартиру через некоторое время после переезда в Москву. В летние каникулы Аркадий работал на аэродроме, затем несколько месяцев 1941 года механиком на авиационном заводе в Москве. В 1941–1942 годах жил в г. Ташкенте, куда перед самой войной перевели служить отца.

В июле 1942 года полковник Н.П.Каманин был назначен командиром 8–го смешанного, затем 5–го штурмового авиакорпуса. В начале 1943 года ему было присвоено звание генерал–майора. Генеральская жизнь помимо особой ответственности имеет и свои плюсы, к новоиспечённому генералу приехала жена и сын Аркадий. Жена осталась работать при штабе корпуса. Аркадий категорически отказался возвращаться домой, учитывая его опыт — Аркадий успел несколько месяцев отработать механиком на одном из московских авиационных заводов, — отец назначил его механиком по спецоборудованию в эскадрилью связи своего корпуса.

Неоднократно продемонстрировав начальству безукоризненное знание матчасти, Аркадий добился повышения — стал летать бортмехаником и штурманом–наблюдателем. Дублированное управление и личная настойчивость позволяли Аркадию потихоньку нарабатывать лётную практику. Однажды шальная пуля разбила козырёк кабины лётчика, осколки посекли ему лицо, фактически ослепив. Связные самолёты были радиофицированы, по вызову Аркадия с земли поднялся опытный лётчик, под «дистанционным управлением» которого Аркадий Каманин идеально посадил машину. После этого лётную подготовку он начал проходить уже официально.

До генерала доходили сведения, что и сын поднимается в небо вторым пилотом вместе с бывалыми летчиками. Тем не менее просьба командира эскадрильи связи майора Трофимова застала его врасплох.

«Разрешите выпустить Аркадия в самостоятельный полет на У–2, он отлично летает», — обратился к генералу подчинённый. В своих дневниках Каманин–старший признавался, что подумал тогда: не сошёл ли майор с ума? Ведь Аркаше всего 14 лет. «А вы бы могли своего сына в таком возрасте выпустить в самостоятельный полет?» — задал он встречный вопрос. И услышал в ответ: «Такого, как Аркадий, выпустил бы». Каманин пообещал сам проверить навыки сына в небе. Перед началом их совместного полёта на У–2 генерал поймал себя на мысли: сын настолько щуплый, что может выскользнуть из привязной системы во время фигур пилотажа. Дело в том, что кабина самолёта У–2 (его ещё называют По–2) открытая. Однако все сомнения развеялись в воздухе. Набор высоты, развороты, левый вираж с креном до 30%, мертвые петли, по одному витку штопора в каждую сторону — всё было выполнено правильно. На земле отец сдержанно сказал: «Ничего, летать умеешь». Трофимову заявил, что даст добро на полеты сына, если парень освоит еще и теорию полета, технику пилотирования и другие предметы.

Спустя 3 месяца Аркадий был готов к экзамену. Каманин наблюдал за полетом сына с земли. Придраться было не к чему. Так старший сержант Аркадий Каманин в 14 лет в июле 1943 г. был зачислен на должность летчика эскадрильи связи. Каждый день он поднимался в воздух по нескольку раз. За ним закрепили отдельный самолет. В обязанности юноши входила доставка приказов и распоряжений в штаб армии, но со временем ему стали поручать всё более ответственные задания — особенно после того, как он подтвердил свои пилотажные навыки, уйдя на виражах от прицепившегося «мессера».

Возвращаясь из очередного вылета, пилот У–2 эскадрильи связи 5–го гвардейского ШАК А.Каманин, заметил штурмовик, лежащий на брюхе на нейтральной полосе. Подведя свою машину ближе, он обнаружил, что кабина Ил–2 была закрыта и в ней, возможно, находился раненый лётчик. Взаимовыручка среди лётчиков — святой закон. У–2 мастерски приземлился на испещрённую воронками нейтралку и «запарковался», закрывшись от немцев штурмовиком. В кабине, действительно, сидел тяжело раненный в голову лётчик лейтенант Бердников. Он выполнил задание по аэрофотосъёмке, но доставить результаты съёмки на базу уже не смог. Первым в У–2 перекочевал фотоаппарат с плёнкой, а затем, ценой неимоверных усилий, безвольное тело спасённого раненого летчика. Подсуетившиеся с плановой контратакой, артиллеристы и танкисты при содействии штурмовиков отвлекли внимание немцев от наглого «кукурузника» и У–2, пританцовывая у воронок, удачно взлетел с нейтралки. За спасение товарища и доставку разведданных лётчик А.Каманин был награждён орденом Красной звезды.

В 1944 году сержант Каманин заслужил второй орден Красной Звезды: при нападении на штаб фронта отряда бандеровцев он под обстрелом взлетел на своём У–2, забросал нападающих ручными гранатами и вызвал подкрепление.

Весной 1945 года 16–летний старшина Аркадий Каманин доставил в партизанский отряд под Брно питание для рации и секретный пакет, совершив полуторачасовой полёт за линию фронта по неизученному маршруту в горной местности со сложным рельефом. Этот вылет командование оценило орденом Красного Знамени.

К 9 мая 1945 г. на его счету было уже 650 вылетов.

После Победы, напряженно занимаясь, быстро преодолел отставание в школьной программе. А в октябре 1946 года сбылась заветная мечта Аркадия: 17–летний ветеран, кавалер орденов и медалей был зачислен на подготовительные курсы Академии имени Н.Е.Жуковского, которую в своё время окончил его отец.

Самый молодой пилот Второй Мировой войны Аркадий Николаевич Каманин умер от менингита 13 апреля 1947 года, навсегда оставшись восемнадцатилетним.

Память:

— художественный фильм «И ты увидишь небо», Свердловская киностудия, 1978 г.

Награды:

— орден Боевого Красного Знамени;

— два ордена Красной Звезды;

— медаль «За взятие Будапешта»;

— медаль «За взятие Вены»;

— медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author