Вопрос: Что такое СТАРЫЙ и НОВЫЙ СТИЛЬ летосчисления?
Ответ: Старый стиль есть исконный, первоначальный, древний христианский. Он унаследован от времен апостольских по Священному Преданию древнейшей Церкви и положен в основу как христианского летосчисления Первым Вселенским Собором (325 г.), так и определения празднования Святой Пасхи со всеми зависящими от нее праздниками и постами. Попытка же Римо-Католической Церкви в XVI веке, при Папе Григории, ввести новый, "научный" стиль привела к созданию лишь псевдонаучного и противоканонического стиля. Ибо вопрос о стиле научно неразрешим. Итак, старый стиль – символ единения Христиан во всем мире, а новый стиль – символ бунта, Революции и разъединения Христиан.
Доказательства: "Предания установлены для нас Писанием или без Писания; также и преданные догматы имеют одинаковую силу с письменными" (Книга Правил. Алфавит).
-"Храним не нововводно все, Писанием или без Писания, установленныя для нас Церковныя предания" (Догматическое определение VII Вселенского Собора).
"Мню, яко Апостольское есть и сие: да держимся неписаных Преданий" (Василий Великий, пр. 91 и 92; см.: 1 Кор. 11, 2; 2 Фес. 2, 15, 3, 6).
Также и священные каноны сами решительно объявляют себя: "твердыми и нерушимыми" (VI Вс. Соб., пр. 2), "несокрушимыми и непоколеблемыми" (VII Вс. Соб., пр. 1) и "непреложно свидетельствуют к уважительному соблюдению их, особенно для пастырей" (IV Вс. Соб., пр. 1).
Нестроения в Церкви не могут быть устранены чрез посягательство на эти Каноны. Знаменитый митр. Петр Могила заявил, что не только Патриарх, но и сшедший с неба Ангел не заставит его поступить вопреки Церковным Канонам. Так мыслит и действует иерарх, бывший лучшим украшением Православной Церкви.
— "Церковь, по требованию коренных оснований ея возникновения и неточного начала ея существенных норм, не вправе изменять свои Постановления, раз она остается Церковью. Если Церковь, по ей исходному началу, не есть дело рук человеческих, а есть учреждение Высшей Воли, то нам не предоставлено право изменять основные нормы ея жизни и устройства, как это ясно и выражено во 2-м правиле VI Вселенского Собора" (Журнал заседаний Российского Предсоборного Присутствия 1906 г. "Церковные Ведомости" № 21, 1906).
Вопрос: Как должно относиться к тому и другому стилю по священным правилам?
Ответ: Первый должно всячески хранить, а от второго твердо уклоняться.
Доказательства: "Аще предприимем отвергать неписаные обычаи, аки не великую имеющие силу, то непременно повредим и Евангелию в главных предметах" (Василий Великий, пр. 91).
— "Не должны быть вводимы новости, вопреки Писаниям и Церковным Преданиям" (Книга Правил. Алфавит).
— "Да бывают в Церкви вся принятая от Божественных Писаний и Апостольских Преданий" (Гангр. Соб., пр. 21, и I Всел. Соб., пр. 2).
Вопрос: Введение нового стиля имеет ли важное или маловажное значение?
Ответ: Очень важное, особенно же в связи с Пасхалиею, и есть крайнее безчиние и раскол церковный, отчуждающий от общения и единства со всею Церковью Христовою; лишающий благодати Святого Духа; колеблющий Догмат о единстве Церкви и, подобно Арию, раздирающий нешвенный хитон Христов, то есть повсеместно разделяющий православных, лишая их единомыслия; разрывающий связь с церковным Священным Преданием и подпадающий под Соборное осуждение за презрение Предания, – по вышереченному догматическому определению VII Вселенского Собора.
Доказательства: "Еретиками называли древние отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся; раскольниками – разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных; хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа, и отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодати Святаго Духа, от которой сами отпали" (Василий Вел., прав. 1).
Вопрос: Как должно Православным, по правилам, относиться к новостильникам-раскольникам?
Ответ: С ними у них не должно быть никакого молитвенного общения и прежде – церковного осуждения их. Доказательства: "Не подобает молитися с еретиком или отщепенцем" (Лаод. Соб. пр. 39. Толкование к сему в Греч. Кормчей, с. 252): "Определяет сие правило, чтобы мы не молились ни с еретиками, погрешающими в вере, ни с раскольниками, православными в вере, но отделившимися от Кафолической Церкви за некоторыя предания" (Сравни: 45-е и 46-е правила Святых Апостолов; 6-е, 9-е, 32-е и 37-е правило Лаодикийского Собора и Тимофея, епископа Александрийского, правило 9).
Вопрос: Какое наказание следует, по правилам церковным, на молящихся с новостильниками-раскольниками?
Ответ: ОДИНАКОВОЕ С НИМИ ОСУЖДЕНИЕ.
Доказательства: "Если кто с отлученным от общения церковнаго помолится, хотя бы то было на дому, таковый да будет отлучен" (Апостолов правило 10). "За молитву с отлученными подвергаются или отлучению, или извержению, или Анафеме как сами молящиеся, так и те, с которыми они молятся" (Толк, на 9-е пр. Карфагенского Собора в Греческой Кормчей, с. 252).
Вопрос: Имеет ли силу епитимия пастырей-новостильников над неподчиняющимися им и отделяющимися от них в молитвах православных?
Ответ: НЕ ИМЕЕТ НИКАКОЙ СИЛЫ.
Доказательства: Вторая половина 15-го правила Двукратного Собора, сказанное там о еретиках-пастырях, приложимо и к новостильникам-раскольникам. Толкование 29 (98) правил Карфагенского Собора, Синтагма Матфея Властаря в русском переводе, под буквой А, гл. 17, гласит: "без опасности может пренебречь епитимией". Толкование на 31-е прав. Апостолов в Греческой Кормчей, с. 19, гласит: "те, которые отделяются от епископа, прежде соборного исследования, за то, что он всенародно проповедует какое-либо злословие и ересь, таковые не только не подлежат вышеуказанной в 31-м Апост. и 15-м Двукратного Собора правилах епитимии, но и достойны чести, подобающей православным".
Вопрос: Не высказывалось ли пастырями Православной Церкви, на основании вышепоименованных Правил Церковных, особых суждений о стиле?
Ответ: Высказывались многократно – по поводу введения нового римского календаря – и в частных собраниях, и соборно.
Доказательством сего служит нижеследующее. Прежде всего, современник римской календарной реформы, Вселенский Патриарх Иеремия II, немедленно в 1582 г. осудил со своим Синодом новое римское летосчисление как несогласное с Преданием Церкви. В следующем же году (1583), при участии Патриархов: Александрийского Сильвестра и Иерусалимского Софрония VI, созвал церковный Собор. Собор этот признал григорианский календарь несогласным с правилами Вселенской Церкви и с постановлениями I Вселенского Собора о порядке исчисления дня Святой Пасхи.
Трудами сего Собора явились: соборный том, изобличающий неправоту и неприемлемость для Православной Церкви римского календаря, и каноническое соборное постановление – Сигиллион от 20 ноября 1583 года. В этом Сигиллионе все три упомянутые Патриарха со своими Синодами призывают православных твердо и неуклонно, ДАЖЕ ДО ПРОЛИТИЯ СВОЕЙ КРОВИ, держаться православного месяцеслова и юлианской пасхалии, угрожая нарушителям сего Анафемою, отлучением от Церкви Христовой и собрания верных.
О таковом решении Константинопольского Собора было сообщено Вселенским Посланием всем Восточным Церквам, Митрополиту Московскому Дионисию, Церкви Ионийских островов, знаменитому поборнику Православия в Западной Европе князю Константину Острожскому, венецианскому дожу Н. Доконте и папе Григорию XIII – главному виновнику Церковной Смуты и соблазна.
В то время Александрийский Патриарх Сильвестр (1566–1590) в окружном послании православным христианам Западной Европы говорит: "Последуя Отцам и Вождям нашим восточным и западным, по справедливости предпочтем древнее новому, ибо суждено однажды Церковию Православною никакого вообще новшества не принимати и ни от чего древнего не отступати".
В течение последующих трех веков: XVII, XVIII и XIX – целый ряд Вселенских Патриархов решительно высказывались против григорианского календаря и, оценивая его в духе соборного постановления Патриарха Иеремии II, увещевали православным избегать его.