Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Category:

Сегодня – День воинской славы!

Излагая последующие события, часто придётся оперировать, вроде бы, общеизвестными фактами… но – почему бы и не вспомнить такое событие ещё раз?

..

…Надо сказать, к моменту приезда непобедимого генерала, его менее непобедимые предшественники успеют провести военный совет, и решат осаду бросить – так что Александру Васильевичу придётся, практически, останавливать отступающие войска!.. (Впрочем, Гудовича, Павла Потёмкина и Дерибаса можно понять – зимовать в степи представлялось весьма сомнительной перспективой. Суворов временами года тоже мог управлять только отчасти… потому вопрос стоял просто: скорый штурм – или отступление).

На подготовку уйдёт девять дней… Великий сераскер Айдозле-Мехмет-паша располагал тридцатью пятью тысячами человек при двух с половиной сотнях орудиях – у Суворова набралась тридцать одна тысяча. Как известно, военная теория рекомендует иметь трёхкратный численный перевес при наступательной операции (не говоря уж о штурме крепости)… ну, вот так получилось…

…Суворов приступит к делу с присущей ему энергией – солдаты целыми днями тренируются на срочно возведённых укреплениях, имитирующих измаильские вал и ров… в нашей историографии это трактуется как некое «обучение»… пожалуй – но, думается, главной целью было психологическое давление на противника. (Не забудем – в крепости засели, в основном, остатки битых тем же Суворовым армий, причём выбор у них был невелик: погибнуть в бою – или умереть от руки «своего» палача в случае неудачи… Можно себе представить, какие гнетущие чувства испытывали защитники Измаила, наблюдая сначала прибытие грозного Топал-паши («Хромым пашой» они звали Суворова), а потом – экзерциции его страшных солдат. (По некоторым источникам, тренировки проходили, в целях конспирации, по ночам – возможно, но кого это могло обмануть?.. Так же, как и демонстративная расстановка артиллерии на позициях для длительной осады… нет, скорее уж наоборот – турки на эти поверхностные уловки не велись, и ежедневно пребывали в напряжённом ожидании приступа!..)

…Давление продолжит знаменитый ультиматум: «Я с войсками сюда прибыл. Двадцать четыре часа на размышление – воля. Первый мой выстрел – уже неволя. Штурм – смерть». (Справедливости ради, текст этот апокрифический – Суворов всего лишь передаст ультиматум главнокомандующего, Григория Потёмкина, сопроводив его своей запиской – несколько более длинной и цветистой… но суть, в общем-то, была та же).

Сераскир ответит не менее известной фразой: «Скорей Дунай остановится в течении своем, и небо преклонится к земле, чем сдастся Измаил». (Здесь тоже имеются разные версии – за неимением ссылок на оригинал, приводим эту).

…Итак, весь день 21-го русская артиллерия (шестьсот орудий) ведёт огонь по крепости, а в полшестого утра 22-го начинается штурм. Наши атакуют с трёх направлений – тремя колоннами в каждом. (Одной из них, кстати, командовал Кутузов, которого позже щедрый на похвалы Суворов назовёт своей «правой рукой» – по другим сведениям, взойдя на вал, тот отрапортует, что продержаться не сможет – но получит ответ: «Как так? Государыне уже доложено о взятии города!» Кутузов устоит – и даже продвинется вперёд!..)

…В полном соответствии с планом, к рассвету наши преодолеют внешние укрепления и ворвутся в город; здесь сражение разобьётся на множество схваток буквально за каждый дом – Суворов прикажет ввести артиллерию, очищая улицы. Григорий Потёмкин отрапортует Екатерине: «Крепость Измаильская, которая казалась неприятелю непобедимою, взята страшным для него оружием российских штыков».

…Побоище продолжится до вечера – защитники Измаила выполняли волю султана до последнего; из гарнизона, переплыв Дунай, уйдёт всего один человек; двадцать шесть тысяч турок будут перебиты, девять тысяч пленены – но в таком состоянии, что к утру треть из них умрёт от ран… Назначенный комендантом Кутузов распорядится сбрасывать трупы в Дунай (пленные этим и занимались) – и сможет очистить город за шесть дней. Суворов в

том штурме потерял беспрецедентные для себя 2136 человек убитыми – и более трёх тысяч ранеными…

PS: …Победа сильно упростит для нас заключение мира, по которому Россия получит территории от Днестра до Кубани. Григорий Потёмкин будет удостоен расшитого алмазами фельдмаршальского мундира – а Суворову дадут «всего лишь» подполковника Преображенского полка… ну, почётно, если учесть, что полковником там числилась сама императрица! …Фельдмаршалом он станет четыре года спустя.

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author