Oleg А. Chagin (olegchagin) wrote,
Oleg А. Chagin
olegchagin

Categories:

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. anthropos — человек и logos — учение)

– учение о человеке, его распространении по земле, его разновидностях, связи с животным миром, происхождении, расовых, возрастных, половых и др.

отличиях

Таким обр., А. в собственном смысле не что иное, как естественная история человеческого рода. В понятие А. в прежнее время вкладывали содержание совершенно отличное от того, чтб понимается под А. в наст. время.

Так, одни авторы превращали А. в философскую дисциплину (Кант и др.), другие — отожествляли ее с анатомией человека. В Англии и Америке еще и по сей день нек-рые ученые пользуются термином А. в широком смысле, понимая под ней общее учение о телесной и духовной природе человека, т.-е. включают в нее рассмотрение духовной жизни отдельных социальных групп, этнологию, этнографию, фольклор, социологию и т. д. В состав современной А. подавляющее большинство антропологов включают лишь то, что у прежних авторов составляло предмет с о м а т и ч е с к о й или ф и з и ч е с к о й А. Два основных отдела А: о б щ а я А. и с п е ц и а л ь н а я А. или с и с т е м а т и ч е с к а я А. В первом отделе А. изучаются вопросы наследственности, естественные вариации, влияние среды, процессы отбора, скрещивания, вопросы о происхождении человека и его положении среди животных, древность его и пр. Специальная А. рассматривает те же вопросы в применении к отдельным этническим расовым группам (р а с о в а я А.) и, в частности, с точек зрения физиологической, морфологической и патологической.

Изучение ископаемых остатков человека образует особый отдел — д о и с т о р и ч е с к у ю А., тесно связанную с палеонтологией и доисторической археологией, изучающей древнейшие находки человеческой культуры. — Наиболее тесно соматическая А. связана с этнологией, изучающей законы образования человеческой культуры и ее элементов (огонь, утварь, жилье, способы передвижения, техника, искусство, наука, религия, мораль и т. п.), и с описательной частью этой науки — э т н о г р а ф и е й, исследующей эти элементы в пределах отдельных расовых и племенных групп и дающей описание последних.

В меньшей мере А. соприкасается с другими отраслями знаний, — однако, геология дает ей опорные точки для определения возраста человека на земле, физическая география определяет естественную среду, в к-рой развивается и трудится человек, анатомия трактует о строении нормального человеческого тела, физиология учит о нормальных процессах жизни в человеческом организме, медицина, патология, тератология учат об уклонениях и болезненных изменениях в организме, к-рые часто помогают установить точнее понятие нормы. Наконец, такие области как психология, социология, экономика и пр. дают возможность определить влияние различных факторов на жизнь и видоизменения человеческого организма и общества.

В зависимости от того, изучается ли живой человек и его отдельные органы, или объектом исследования служит скелет человека и, прежде всего, наиболее характерная и устойчивая часть — череп, в соматической А. различают о р г а н о г р а ф и ю (а н т р о п о г р а ф и ю) или учение об отдельных органах, остеологию или учение о костях и краниологию или учение о черепе. Т. к. при изучении человека А. прибегает к измерению, то в практической А. с прошлого столетия выделился особый большой отдел — антропометрия (см.) с подотделами — к p а н и о м е т р и е й и о с т е о м е т р и е й, разрабатывающими методы измерения и исследования черепа и скелета человека.

При обработке полученного измерительного материала, А. пользуется с т а т и с т и ч е с к и м и м е т о д а м и, а за последнее время ею часто применяются б и о м е т р и ч е с к и е ф о р м у л ы, получаемые при помощи высшей математики. При широкой постановке в последнее время расовой А., изучающей родство рас и отдельных племен, а также связь человека с его ближайшими животными предками, стало обычным применение м и к р о с к о п и ч е с к о г о и с с л е д о в а н и я тканей и крови, а также изучение химических свойств последней (б и о х и м и я). Наконец, в новейшее время в деле изучения человеческого организма широко применяется и р е н т г е н о с к о п и я. Изучение человеческого тела в последнее время часто сопровождается детальным исследованием психических особенностей изучаемого субъекта, а также медицинским обследованием его. При изучении отдельного человека, и особенно целых человеческих групп, должны быть приняты во внимание физико-географические условия, а также условия общественно-экономической среды.

П р а к т и ч е с к и е п р и л о ж е н и я. Выводы А. могут быть широко использованы в практической жизни. Так, тот факт, что среди людей, окончательно сложившихся, нет двух вполне тождественных особей, использован уголовной практикой в виде бертильонажа (см.), дактилоскопии и пароскопии (см.). Несмотря на то, что у г о л о в н а я А., как учение о преступных от природы типах, в наст. время оставлена, однако, нек-рые ее практические выводы приняты А.

При развитии в современном строе разнообразных классовых и профессиональных групп обращают большое внимание на с о ц и а л ь н о - а н т р о п о л о г и ч е с к и е моменты. Замечено, что в пределах белой расы различия в разных профессиональных и классовых группах гораздо значительнее различий между отдельными племенами. При значительной специализации труда или продолжительном занятии им вырабатывается в пределах одной профессиональной группы ряд отличительных признаков. Так, в конституции человеческого тела мы различаем типы портного, грузчика, сапожника и пр. Одностороннее развитие тех или иных органов и атрофия других нарушают гармоничность строения человеческого тела. В частности, у нас, где на рабоче-крестьянскую массу должна падать главная задача строительства государственного организма, особенное внимание антропологов направлено на изучение профессиональных групп и условий их труда. В наст. время выводы А. находят широкое применение в физкультуре, рациональных условиях при приеме в армию и т. п. Наконец, данные и выводы А. находят себе применение, наряду с анатомией, в художественных схемах и построениях.

П р о б л е м ы А. В основе научной А. лежат биологические проблемы происхождения человека и вопросы наследственности. В этом отношении на развитие и успехи А. сильнейшим образом повлияло учение об эволюционном развитии органического мира (Ламарк, Дарвин, Де-Фриз) и установление законов наследственности (Мендель, отчасти Лушан). Одним из важнейших вопросов общей А. является также вопрос об образовании рас и их классификации, до наст. времени далеко не вполне разработанный. А. приравнивает с зоологической точки зрения понятие расы к вариации (см.) и изучает расовые различия человека в пределах лингвистических, географических, культурных и политических областей. Наблюдения над процессами смешения отдельных человеческих групп дают ценный материал для А. рас. Наряду с процессами смешения выступают явления обратного выделения первоначального расового типа (нем. Auseinandermischung, англ. regeneration), отмеченные Лушаном. При классификации рас А. пользуется следующими признаками: цветом кожи, волос и глаз, формой волос, носа, губ, головы и лица (подробнее см. Расы, Человек).

Другим основным вопросом общей А. является вопрос о возрасте человеческого рода и прародине человека (см. Археология, Человек). Многочисленные раскопки, особенно во Франции, дают антропологу материал для суждения о внешнем облике доисторических рас, постепенно подводя к решению вопроса о родстве человека с животными формами (форма черепа, устройство грудной клетки, зубная система, наклон скелета, форма конечностей и др.).

М е т о д ы и с с л е д о в а н и я. В с п е ц и а л ь н о й А. материал изучается на живом и мертвом человеке. Пользуясь измерениями, полученными на человеческом материале специальными антропологическими инструментами, впервые примененными Ретциусом, — антрополог характеризует внешний вид человека. Для получения этих измерений на живом теле и на скелете отмечаются определенные, точно установленные точки, наиболее характерные для человека. Особое внимание при этом обращается на череп, как на орган, наиболее полно отражающий расовые и индивидуальные особенности и притом сохраняющийся лучше других ископаемых остатков человека (что важно для сравнений ныне живущего человека с его вымершими предками). Важным измерителем организма является также рост и определенная длина отдельных частей тела. Добытый измерительный материал подвергается обработке, при чем берутся не абсолютные цифры, а т. н. «указатели», «индексы» (см. Антропометрия). Наряду с измерениями в А. широко применяются для характеристики отношений отдельных частей органа и отдельных органов графические методы. Попутно А. пользуется рядом описательных признаков, к-рые, однако, носят часто очень условный характер: описывается форма уха (приращенная и свободная мочки), груди (отвислая, шарообразная и пр.), руки, стопы, отмечается цвет кожи, глаз и волос (по особым, специально составленным таблицам цветности), форма волос (курчавые, волнистые, прямые, шерстистые) и др. Кроме того, для характеристики человеческого организма пользуются определением его веса, к-рый варьирует по возрасту и полу и часто служит расовым признаком. При изучении внутренних органов обычно применяется микроскоп. Так же изучаются волосы (внутреннее строение, расположение и густота пигмента, поперечный разрез), строение кожи, костей. Особое внимание уделяется головному мозгу, изучаемому не только макроскопически (анатомически), но и микроскопически. В последнее время А. уделяет значительное внимание изучению крови, применяя при этом биохимические методы. Этим путем А. пытается установить кровное родство между человеком и высшими обезьянами, а также близость между отдельными группами людей. Вполне удачными оказались эти исследования пока лишь при установлении родства между людьми. Важным показателем для характеристики человеческого организма является вместимость легких (выдох и вдох), изучаемая при помощи спирометра (см.), а также мускульная сила, определяемая силомером (динамометром, см.). В специальных антропологических исследованиях приобретает значение изучение физиологических процессов (питание, деятельность сердца и пр.). Изучение трупного и костного материала дает А. много данных для определения внутреннего строения организма. Так, тщательно измеряется вместимость черепа. Последняя колеблется не только в пределах расы, но имеет характерные особенности и по отношению к каждому полу.

Наряду с нормальным человеком А. приходится изучать и разнообразные аномалии и уродства (естественные и искусственные деформации). В них А. часто находит ключ к разрешению биолого-антропологических и чисто антропологических вопросов. Так, большее число сосков (иногда до 14), хвостатость, чрезмерный волосяной покров на лице и теле в течение всей жизни, гермафродитизм, добавочные кости в черепе (т. н. os incae), более удлиненный большой палец ноги и его способность свободно двигаться в сторону, двурогость матки и др. аномалии (см.) дают материал для суждения об атавизме (см.) и животном происхождении человека:

А н т р о п о л о г и ч е с к и е у ч р е ж д е н и я

Для хранения и обработки добытого и собранного материала в главных центрах, особенно в университетских городах, созданы антропологические институты, школы, кафедры, музеи, а также специальные общества

Первым по времени и продуктивности работы должно считаться Парижское Антропологическое Общество, создавшее известную Антропологическую Школу, к-рая под руководством ее основателя Поля Брока дала плеяду крупнейших антропологов мира (Манувриэ, Лушан, Анучин, Богданов и др.). Школа эта издает «Bulletin» и «Annales», кроме того само Общество издает журнал «L'Anthropologie». В школе сосредоточена богатая краниологическая коллекция, фотографический и рентгеноскопический архив, коллекции мягких частей, аномалий, и имеется богатый инструментарий. Наряду со Школой в Париже имеется при Музее в Jardin des plantes особый Антропологический Ин-т, а также «Институт ископаемого человека». Для целей популяризации А. и установления связи с остальным естествознанием, в том же Париже имеется лучший в мире музей, посвященный сравнительной анатомии и А. человека.

В Германии антропологические коллекции имеются при Берлинском, Лейпцигском и Мюнхенском ун-тах. Наиболее видным антропологическим обществом является берлинское Gesellschaft für Anthropologie, Ethnographie und Urgeschichte, издающее со времени его основания Руд. Вирховым журнал «Zeitschrift für Ethnologie» и «Archiv für Anthropologie».

Третьим, наиболее видным центром антропологической науки в Европе является Лондон с его Anthropological Society of Great Britain and Ireland, издающим «Journal».

Другие страны Европы, Соед. Штаты и Япония также собирают антропологические материалы в своих музеях и институтах.

Так, Museum of Natural History в Нью-Иорке имеется богатый антропологический отдел.

В России А., вехи к-рой были намечены еще акад. К. Э. Бером, при прежних условиях мало разрабатывалась. Лишь А. П. Богданов начал, с основанием Общества Любителей Естествознания, А. и Этнографии при Моск. ун-те (1863), разработку антропологических вопросов. С основанием при ун-те особой кафедры А., к-рую занял ученик П. Брока, проф. Д. Н. Анучин, дело развития А. быстро двинулось вперед. Анучин собрал при кафедре богатейший кранио- и остеологический материал, коллекции мягких частей, волос, слепков, муляжей, фотографий и пр. В наст. время при Моск. ун-те существует особый Антропологический Исследовательский Институт. Кроме того, в самое последнее время при Тимирязевском Государственном Научно-Исследовательском Институте ведется изучение профессиональных групп и разработка теоретических и практических вопросов А. на основе диалектического материализма; антропологическая работа ведется также в Наркомздраве, Московском Педагогическом Институте и др. В Ленинграде антропологическая работа сначала намечалась в Академии Наук, где со времен Петра I имелась большая тератологическая коллекция (Кунсткамера), ныне превращенная в лучший антропологический музей Союза, доступный широким массам.

Лишь при Советской власти в Ленинграде создана особая кафедра А. на географическом факультете. Геолог А. А. Иностранцев основал в 1888 Русское Антропологическое Общество при Петербургском ун-те. Общество издавало «Протоколы», а впоследствии «Ежегодник». Проф. А. И. Таренецкий основал Антропологическое Общество при Военно-Медицинской Академии. А. в большинстве ун-тов СССР попрежнему связана с кафедрой географии.

В наст. время в СССР развитию А. придают особое значение: наряду с теоретической разработкой антропологических вопросов ставятся практические задачи наилучшего использования человеческой особи, как фактора труда. Возникают вопросы планомерного обследования национальных групп Союза, изучение физкультурников, кадров войск, правильной постановки школьного преподавания в связи с антропологич. конституцией детского организма и пр.

Русская А. связана преемственно через А. Богданова, Д. Анучина (Москва) и Ф. Волкова (Ленинград) с физиологической французской школой, основанной П. Брока и продолжаемой в наст. время Манувриэ.

Однако, благодаря последующей связи русских антропологов, больше всего работавших в Германии и Швейцарии, с немецкой наукой, наметилось влияние немецкой антропологической школы, занятой преимущественно изучением соматических и морфологических особенностей (морфологическое направление). Наконец, в последнее время в русскую А. постепенно проникает влияние англ. школы. В самой Англии имеются две школы: одна изучает морфологические и сравнительно-анатомические особенности современного и доисторического человека (Декворс и Кейт), а другая широко применяет к А. методы биометрии (К. Пирсон). Проводником направления этой второй англ. школы в СССР является проф. E. М. Чепурковский (Владивосток).

Наряду с работой обществ, научных и учебных учреждений разных стран, делу А. служили антропологические конгрессы, к-рые созывались с половины 19 в. На этих конгрессах старались выработать международное соглашение относительно методов измерения и изучения человека, необходимых для сравнения добытых материалов (конгрессы в Монако и Женеве). Кроме того, на конгрессах разрешались спорные вопросы доисторической А. Первый международный Конгресс доисторической археологии и А. состоялся в Невшателе (1866), 14-й в Женеве (1912). Империалистская война прекратила общение антропологов. Созданный в Париже Международный Антропологический Институт ставит себе, м. пр., задачей созыв периодических конгрессов. Таких конгрессов было уже два, — последний состоялся в 1924 в Праге. На конгрессе были представлены и русские антропологи; немецкие антропологи не были на него допущены.

И с т о р и я А. Антропологические наблюдения производились еще в глубокой древности; так, на стенописи древнего Египта можно отличить представителей трех главных рас. Однако, А., как науки, не существовало даже в культурной Греции. Правда, здесь мы уже рано (у Анаксимена в 6 в., Геродота в 5 в., Аристотеля в 4 в. — до хр. э.) находим ряд ценных указаний на представления древних греков о происхождении человека из животных форм, на связь человека и природы, на стадии его культуры, — однако, фактические данные греческой науки в этой области были очень скудны. Тормазом явилось как в Греции, так впоследствии в Риме, религиозное запрещение вскрывать трупы умерших. Римскому врачу Галену (2 в.) приходилось изучать строение человека на трупах обезьян. Распространение христианства не изменило положения вещей. Лишь эпоха Возрождения и великих открытий, столкнувшая европейцев с людьми других рас, заставила заняться их изучением. Однако и в это время еще удерживалось представление о двойственном происхождении человека: считалось, что одни люди — христиане и белые — являются потомками Адама, другие — цветные — были сотворены до Адама (неудачные попытки божества) и не имеют «души». Первая попытка дать научное обоснование делению человечества на расы принадлежит Линнею (1707—78). Однако и он видел в человеке неизменяемый во времени тип животного. У современника Линнея, Бюффона, впервые научно разбирается вопрос об изменяемости видов; им же впервые дано понятие о человеческих расах. Однако, лишь Блуменбах (1752—1840), основываясь на изучении черепа, дал первую научную классификацию человеческих рас, к-рая — правда, в измененном виде — сохраняет свое значение и по сей день. Последующая эпоха с ее расцветом естествознания (Кювье, Ламарк, Сент-Илер, Агассис и др.) подняла вопрос об моно- и полифилетическом происхождении человечества (т.-е. едином или многих корнях его). Далее, особенно подготовило почву для А. учение Дарвина, установившее общий эволюционный ход развития всего живого на земле. Наукой А. стала, однако, недавно, когда Поль Брока (1824—80), хирург по образованию, создал в Париже свою École d'Anthropologie. Основываясь на данных естествознания, добытых Дарвином, Фохтом, Ламарком, Причардом и др., он обосновал А., как естественную историю человека. При его ближайшем участии были выработаны приемы и методы А., принятые далеко за пределами Франции, установлены схемы исследований, придуманы специальные антропологические инструменты для измерений, для зарисовки, созданы таблицы для определения цвета кожи, волос и глаз и т. д. А. в формулировке Брока была принята и другими учеными. В Германии над развитием ее особенно потрудился Рудольф Вирхов, к-рый, наряду с стремлением привить А. в Германии, сам дал ряд классических работ по доисторическому населению Германии, по антропологии немецкого школьника и др. Из других немецких антропологов следует назвать Лушана, Клаача, Э. Шмидта, Тилениуса, Аммона, Молисона и др. Главным, однако, центром в Германии являлась школа проф. И. Ранке в Мюнхене. Долгое время в Швейцарии в Цюрихе существовала школа проф. Р. Мартина, давшего наиболее полную сводку современной А. в своем «Lehrbuch der Anthropologie». В Цюрихе работу Мартина продолжает проф. Шлагингауфен, связавший дело А. теснейшим образом с изучением анатомии. Из английских работников А. значительно обогатили Пирсон, Кейт и Декворс, в Америке много работ по А. дано Боасом, Хрдличкой и др.

Лит.:

Ч е п у р к о в с к и й, E. М., Очерки по общей антропологии, Владивосток, 1924; Б и р к н е р, Расы и народности человечества (пер. с немецк.), СПБ, 1914;

Л у ш а н, Наука о человеке (пер. с немецк.), M., 1911.

Отдельные вопросы А. разбираются в книгах:

Ш и м к е в и ч, В. М., Как произошел человек, Берлин, 1923;

А н у ч и н, Д. Н., Происхождение человека, М., 1922;

К и з с, Человеческое тело (пер. с англ.), 1915; Л e х е, Человек, его происхождение и эволюционное развитие (пер. с немецк.), М., 1913;

А н у ч и н, Д. Н., Происхождение человека и его ископаемые предки, в «Итогах науки» (изд. «Мир»), т. V;

Г ю н т е р, Происхождение и развитие человека, 2 тома с атласом (пер. с немецк.), СПБ, 1909;

Д а р в и н, Происхождение человека и половой отбор;

Д е н и к е р, Человеческие расы (пер. с франц.), СПБ, 1902;

К л а а ч, Происхождение и развитие человеческого рода (пер. с немецк.), «Вселенная и Человечество», т. 2-й, под ред. Г. Крэмера (изд. «Просвещения»);

В и д e р с г е й м, Строение человека со сравнительно-анатомической точки зрения (пер. с немецк.), М., 1900.

Подробно об ископаемых расах человека см. О с б о р н, Человек древнего каменного века (пер. с англ. с дополп. Б. Н. Вишневского), Л., 1925;

О б е р м а й е р, Доисторический человек (пер. с немецк. с предислов. Д. Н. Анучина), СПБ, 1913.

Из более старых руководств назовем:

Р а н к е, Человек (пер. с немецк.), 2 тома, СПБ, 1900;

Т о п и н а р, Антропология (пер. с франц.), СПБ, 1879;

З о л о т у х и н и С о к о л о в, Научно-врачебный контроль над физическим развитием человека, Л., 1925;

проф. Ф р и ц ц и, Антропология (в серии Гешен), Берл., 1923;

И г н а т ь е в, Исследование физического развития человека, М., 1924;

проф. M а с л о в, Учение о конституциях и аномалиях конституций в детском возрасте, Л., 1924.

Кроме того, издания антропологического характера печатали различные ученые общества.

Из книг по А. на иностранных языках наиболее важным является учебник Р. М а р т и н а , Lehrbuch d. Anthropologie, Jena, 1914 (есть 2-е изд.) с большим указателем литературы. Вопросам А. посвящен «Русский Антропологический Журнал», выходящий в Москве с 1900.

Среди многочисленных антропологических журналов назовем «Archiv f. Anthropologie», «L'Anthropologie», «Journal of the Royal Anthropol. Inst.» и «Americ. Journ. of Physic. Anthropology».

Б. Адлер.

(Б. С. Э.; т. III, 1926; с. 116—123)

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author