Наша история полна великими событиями,
описание которых, поздние историки,зачастую наполняют домыслами , фантазиями и, противоречащими друг другу, сообщениями.
Одним из таких событий в отечественной истории является сражение при Грюнвальде, которое произошло 15 июля 1410 года между армией Тевтонского ордена с одной стороны и объединёнными войсками Польши и Великого княжества Литовского с другой.
Великая война, как назовут её хронисты, с Тевтонским орденом 1409 – 1411 годов и её центральное событие – Грюнвальдская битва – является одним из эпохальных событий отечественной и европейской средневековой истории. Сражение оставило яркий след в истории Беларуси, Польши, Литвы, Латвии, Чехии,Германии и ряда других стран. Его историческую важность осознавали уже современники. Фактически во всех европейских хрониках 15-16 веков содержатся сообщения о Грюнвальдской битве, иногда краткие, иногда достаточно обширные. Сам термин "Великая война" укоренился в исторической литературе благодаря этим источникам.
Несколько по-другому обстоит дело с названием центрального сражения Великой войны, которое состоялось 15 июля 1410 года в треугольнике селений Танненберг, Грюнфельд (Грюнвальд) и Людвигсдорф, расположенных примерно в 16 километрах от города Домбровно на территории современной Польши.
В немецкой исторической литературе эта битва известна как Танненбергская, в польской, советской, российской и белорусской – как Грюнвальдская,
в литовской – как Жальгирисская.
Различные исследователи при этом сходятся в одном: сражение являлось одним из крупнейших в средневековом мире. Под Грюнвальдом сражались воины с территорий современных Беларуси, Украины, России, Литвы, Латвии, Польши, Германии, Австрии, Чехии, а также татары.
Это обстоятельство определило впоследствии интерес к битве в частности и конфликту в целом со стороны большого числа европейских историков. Однако, в работах эти историки использовали сведенья из различных источников,которые в свою очередь, рассказывают об одном и том же событие, но по разному и, получается целая чехорда противоречий. Одним из основных источников, является анонимная «Хроника конфликта Владислава, короля Польши в год Христов 1410».
Впервые манускрипт, получивший в историографии название «Хроника конфликта Владислава, короля Польши, с крестоносцами в год Христов 1410»,был обнаружен в 1857 году в библиотеке графов Дзялыньских в Курнике (современная территория Польши) польским историком Августом Беловским. Август Беловски изготовил в Лемберге факсимиле рукописи, на основании которого немецкий исследователь Эрнст Штрельке поместил первую публикацию хроники в третьем томе «Scriptores rerum Prussicarum», увидевшем свет в Лейпциге в 1866 году.
Впоследствии сам Август Беловски опубликовал её под названием "Битва под Домбровно" во втором томе «Monumenta Poloniae Historica», вышедшем в 1872 году. В настоящее время манускрипт хранится в Курницкой библиотеке в Республике Польша (главное здание расположено по адресу: Biblioteka Kornicka Polskiej Akademii Nauk, ul. Zamkowa 5, Kornik-Zamek, 62-035; филиал: Biblioteka Kornicka Polskiej Akademii Nauk, Oddzial w Poznaniu, Palac Dzialynskich, Stary Rynek 78/79, Poznan, 61-772). Так же, историками активно используются сообщения польских хронистов Яна Длугоша и Матея Стрыйковского, да и многих других. Однако, во всех летописных источниках, сами моменты Грюнвальдской битвы,описаны по разному, что даёт повод для различного рода домыслов и подтасовок.
Вот и попробуем разобрать эти сообщения. Единственное, в чём сходятся все историки в данном событии, так это то, что польско-литовско-татарская армия была гораздо больше по численности армии крестоносцев. И так, своей победу в Грюнвальдской битве считают сразу несколько народов: белорусы, россияне, украинцы и даже татары. Литовских полков в войске литовского княжества было немного: в основном, уроженцы русских земель.
Противник - могущественный Тевтонский орден.
Он считался непобедимым, хотя в военной репутации уже есть брешь. На Чудском озере двумя веками ранее крестоносцев разгромил Александр Невский.
Вот так перед битвой выстроились полки - справа татары хана Джелал ад Дина, посередине литовско-русский лагерь, слева - польский. Напротив – крестоносцы.
На что рассчитывали крестоносцы в этом сражении? В первую очередь на артиллерию, во вторую - на тяжёлую конницу. На что рассчитывали объединённые польско-литовско-татарские войска? Как ни странно, но они ставили рассчёт на ТАТАР хана Джелал ад Дина -сына Тохтамыша и на русские СМОЛЕНСКИЕ полки, отличавшиеся особой стойкостью, мужеством и умением воевать.
Что касается численности татар, то в разных источниках, сообщают разные цифры - от 3 000 до 30 000. А в немецких хрониках сказано просто - крестоносцы проиграли сражение из за МНОГОЧИСЛЕННОГО татарского войска.
Разберём, для начала этот момент и попробуем установить хотя бы приблизительное число татарской конницы. Здесь нам помогут сведенья о структуре татарской армии при ЛЮБОМ ХАНЕ. Джелал ад Дин - царевич,а значит его личная гвардия(охрана) состояла из 4 000 татар, которая всегда была рядом с ханом и вступала в бой только в последний или крайний момент. Ясно, что с одной охраной, он разумеется не пришёл на поле битвы, да и вряд ли он стал бы разбивать свои подразделения на части, по этому, предположим, что с собой он привёл ещё ТОЛЬКО ОДИН тумен(10 000). И того 14 тысяч татар. Болшинство историков сходятся на мнении - 10 000. Сразу отмечу, что даже 4000 татар - это безумно страшная сила. Истории известны факты, когда и 3000 татарских всадников, громили войско численностью в 40 000 пехотинцев.
Чем же отличились татары Джелал ад Дина в Грюнвальдском сражении?
А вот здесь проявились навыки князя Витовта, как полководца, а именно - с самого начала битвы, он бросает в бой именно татарскую лёгкую конницу. Что это ему дало? Дело в том, что артиллерия тех времён не могла менять зону обстрела, то есть пушки стреляли на определённое расстояние и не дальше, и не ближе. Что б изменить зону обстрела нужно было время и немалое, а лёгкая татарская конница, быстро проскочила эту самую зону обстрела и оказалась у самого носа Тевтонской пехоты. И здесь крестоносцы допускают большую глупость - они были уверены, что татарская конница не сможет пересечь насыпи-укрепления; преодолеть эти насыпи может только пехота, а без коней, татары воевать не умеют, по этому особо и не торопились готовиться к бою. Но каково было их удивление, когда, промчавшись молнией к самым редутам тевтонской артиллерии, татары так же молниеносно спрыгнули со своих коней и ринулись на опешивших от удивления, крестоносцев, которые никак не ожидали такого поворота событий. Таким образом, основная часть артиллерии крестоносцев, была уничтожена.
Великий Магистр срочно бросает в бой свою тяжёлую конницу на фланги объединённого войска. Литовцы дрогнули и начали отступать.
Существует четыре версии о бегстве армии Великого княжества Литовского во время битвы при Грюнвальде. Первая заключается в том, что хоругви княжества не выдержали удара тяжёлой кавалерии Фридриха фон Валенрода и обратились в бегство. Согласно второй, что бежала только часть хоругвей Великого княжества Литовского.Третья гласит – литовская армия осталась поле боя, а приверженцы четвёртой версии склоняются к мнению,что войска Витовта осуществили маневр так называемого "заманного бегства".
Вот 2 последние версии можно сразу отклонить, так как они абсолютно противоречат описанию сражения в данный момент. А именно - если это был "ЗАМАННЫЙ МАНЁВР", то сразу возникает вопрос - кто, кого и куда заманил и чем это закончилось? Ответа в хрониках НЕТ. Если литовские полки остались на поле боя и никуда не отступали, то тут тоже возникает другой вопрос - почему смоленские полки были вынуждены слегка изменить тактику и всвязи с этим, неся огромные потери двинуться на помощь литовцам? Значит литовцы всё таки отступали, не выдержав натиска тяжёлой тевтонской конницы.
А вот , что по этому поводу, сообщает летописец Ян Длугош - "В этом сражении русские рыцари Смоленской земли упорно сражались, стоя под собственными тремя знаменами, одни только не обратившись в бегство, и тем заслужили великую славу." "Это стоило жизни целому полку(а по другим источникам - 2м полкам), он погиб в этом сражении. Но более того, они прорвались к польским войскам и, нанеся удар, они фактически спасли исход битвы." (Ян Длугош)
То есть, если не было бы проявлено того мужества смоленскими полками, и если бы они не пришли на помощь, то, наверное, другие бы нации праздновали значение этого сражения.
Далее, хан Джелал ад Дин, бросает в бой свежие силы - свою гвардию-охрану, которая, де-факто, ставит точку в этой битве. Кстати, литовские татары считают, что и Великий магистр погиб в этой битве,в единоборстве именно с ханом Джелаль-эд-дином, а европейские историки называют убийцей магистра одного из полководцев Джелал ад Дина - татарина Багардзина.
"Труп магистра Пруссии Ульриха с двумя ранами (одной в лоб, другой в сосок) был доставлен королю Болеминским, жителем Кульмской земли, одним из пленников".
Хроника Поссильге рассказывает, что Ягайло велел положить тело перед своей палаткой на посмеяние всему войску, но это тоже явная фальсификация. Согласно Длугошу, тело положили на телегу, покрытую пурпурной тканью, и отправили в Мариенбург. Так что учёные-историки, данное сражение рассматривают исключительно с национальных позиций. Основные заслуги в победе приписываются белорусам,
полякам, литовцам и всячески пытаются затушевать, скрыть основную роль в этом сражении татар "Золотой Орды" и русских-смоленских полков.
Их борьба с Тевтонским орденом представляется как общенародная борьба за сохранение своего этноса, культуры и религии. Результаты Грюнвальда значительно преувеличиваются. Фактически усилиями современной культурной элиты из Грюнвальдской битвы создаётся миф, имеющий мало общего с исторической действительностью. Сражение становится символом национальных амбиций.
Хотя полякам надо отдать должное, не смотря на все свои амбиции, они по крайней мере, меньше всех других народов, фальсифицируют исторические факты и бережно хранят исторические документы, а 25 ноября 2010г. в Оруньском парке города Гданьска, Республики Польша, был открыт памятник "Татарину Речи Посполитой". Памятник представляет собой бронзовую скульптуру татарского воина-всадника в характерном боевом убранстве польского улана, держащего в руках штандарт воинского соединения с мусульманским полумесяцем. Памятник татарину это дань уважения польского народа татарскому воину -заявил Президент Республики Польша Бронислав Коморовский. В своём выступлении перед собравшимися, Президент Республики Польша вознес хвалу мастерству воинов-татар и высоко оценил их вкладв победу в Грюнвальдской битве.